1 минуты
Ярослав Богданов: к 2050 году Россия может утратить контроль над Северным морским путем
Эксперты Фонда защиты прав инвесторов в иностранных государствах проанализировали российское законодательство и пришли к выводу, что уже через 30 лет Россия может потерять контроль над Северным морским путем. Причиной тому, по мнению специалистов Фонда, может стать изменение климата, а именно таяние льдов, а также то, что в законах Российской Федерации не прописана принадлежность морей Северного Ледовитого океана (Карское море, Море Лаптевых и Восточно-Сибирское море) к внутренним водам РФ.
Севморпуть позволяет сократить дистанцию между Европой и Азией приблизительно на 40% по сравнению с действующим маршрутом через Суэцкий канал. На сегодняшний день Россия сохраняет за собой монополию регламентировать судоходство в этой зоне. Данное право закреплено за РФ в статье 234 «Покрытые льдом районы» Конвенции ООН по морскому праву, подписанной в 1982 году.
Именно эта статья позволяет России контролировать судоходство по трассам Севморпути: устанавливать разрешительный порядок прохода судов, их конструкцию, а также вводить обязательную лоцманскую проводку. Однако же, в связи с тем, что климат на планете стремительно меняется, льды продолжают таять, что естественно ведет к тому, что длительность навигации по Севморпути увеличивается.
Если ото льдов будет освобождена большая часть территорий в году (ледяная кромка сокращается в среднем на 10% в год), то действие указанной статьи и вовсе прекратится. Вполне вероятно, что к 2050 году Северный морской путь в летний период года будет полностью открыт для судоходства. В такой ситуации иностранные суда смогут беспрепятственно заходить в акватории российских арктических морей, а российский флот не сможет им в этом воспрепятствовать.
Ярослав Богданов, занимающий пост главы Фонда защиты прав инвесторов в иностранных государствах, считает, что данную проблему можно решить единственным способом. Для этого необходимо «закрепить на федеральном законодательном уровне юридические права России на исторические морские пространства Северного Ледовитого океана».
В связи с чем, юристы Фонда предлагают изменить ФЗ № 155 и включить в него Карское и Восточно-Сибирское моря, а также море Лаптевых. По мнению Ярослава Богданова, только такие меры позволят России законодательно утвердить то, что Севморпуть в большей части проходит через российские внутренние морские воды. Что в свою очередь, сохранит вне зависимости от изменений климата (а именно, отступание льдов) разрешительный порядок прохода иностранных судов на тех условиях, что устанавливает РФ.
Внести предложенные изменения, считает Ярослав Богданов, нужно в срочном порядке, дабы в ближайшем будущем избежать таких инцидентов, который недавно произошел в заливе Петра Великого. Напомним, эсминец ВМС США «Джон Маккейн» зашел на 2 км за линию российской границы под Владивостоком, а российскому противолодочному кораблю «Адмирал Виноградов» пришлось останавливать американское судно, выпроваживая его в нейтральные воды.