• Максим Федоренко EER Communications мипур

Информационные технологии в сфере образования и Цели развития тысячелетия

Время для прочтения
менее
1 минуты
Прочитано

Информационные технологии в сфере образования и Цели развития тысячелетия

февраля 22, 2022 - 13:01
Раздел:

Максим Федоренко

Фото: 

ИА ВЭС

Тема развития системы образования и влияния информационных технологий стала особенно актуальна в связи с современными вызовами пандемии COVID-19, когда обучение по всему миру пришлось переводить в дистанционный формат как в средней школе, так и в высших учебных заведениях.

В 2020 году, когда пандемия распространилась по всему миру, большинство стран объявили о временном закрытии школ, что затронуло более 91% учащихся во всем мире.

На вопросы ИА ВЭС о том, какое влияние окажет развитие информационных технологий на образовательные процессы в ближайшие годы, и в каком направлении будет меняться «школа» ответили руководитель Агентства стратегических коммуникаций EER Communications, директор Международного института проблем устойчивого развития (МИПУР) Максим Александрович Федоренко и руководитель департамента информационных технологий МИПУР Олег Олегович Бобрышев.

ВЭС: Как вы считаете, существующая системы среднеспециального и высшего образования смогут остаться прежними в связи с произошедшими в мире изменениями и новыми запросами родителей и работодателей?

Максим Федоренко /М. Ф./: Уже совершенно очевидно, что учеба в ближайшее время перестанет базироваться на запоминании. Споры по поводу систем тестовой оценки формата ЕГЭ не утихают уже больше 10 лет, но именно сейчас они стали особенно актуальны. Уже существуют развитые технологии мобильного доступа к интернет и системы дополненной реальности, у которых есть возможность предоставления практически любой информации по простому запросу. Резонно ожидать, что в ближайшее время эти технологии станут еще более доступными и будут занимать гораздо меньше места – например, уменьшатся до размера контактной линзы и стоимости неплохого компьютера. Это позволит не перегружать мозг лишними знаниями, лишней информацией для запоминания.

С другой стороны, это будет критический прорыв в освобождении ресурсов нашего мозга для обработки информации, для процесса анализа, синтеза, мышления. Следующий этап в этом направлении – подсоединение информационного чипа напрямую к мозгу. Еще недавно это было на уровне фантастических романов, но в конце августа этого года Илон Маск сообщил не просто о «чипировании» свиньи, а о том, что она успешно живет с этим чипом два месяца. Да, ее мозг в данный момент не пользуется никакой новой информацией после вживления чипа, пока ее мозг только передает эту информацию. Но мы все отлично понимаем, что до «чипирования» людей и «обратного шага» – передачи информации напрямую в мозг осталось совсем немного.

Олег Бобрышев /О. Б./: Еще до того, как «чипирование» получит широкое распространение – это довольно дорогой процесс, сфера образования успеет претерпеть кардинальные изменения. Уже сейчас и школьники, и студенты могут получать знания без физического присутствия в школе: за последние годы дистанционное обучение вышло на новый уровень практически во всех развитых странах, а пандемия только ускорила развитие этого направления. И, если еще не так давно считалось, что дистанционное или семейное образование выбирают только родители детей, которые отстают по базовой школьной программе или не могут по каким-то причинам посещать школу, то сейчас дети, которые освоили принципы дистанционного образования, имеют огромное и неоспоримое преимущество перед сверстниками. Им открыты возможности обучения на любых программах большинства прогрессивных школ и университетов.

Специальные открытые курсы есть у ВШЭ, КФУ и других российских и, конечно, зарубежных вузов. Но сейчас это чаще всего видео-уроки, дополненные какими-то методичками, презентациями и тестами. Именно поэтому до конца таких курсов по некоторым оценкам доходят не более 10% школьников и не более 20% студентов. Это связано с тем, что учащиеся еще не перестроились и не готовы работать по принципу «только ты и компьютер», многим не хватает самоорганизации и самомотивации.

Массовое развитие онлайн-институтов, которого нам уже не избежать, приведет к развитию двух факторов. Во-первых, сами учащиеся будут ориентированы на высокую самостоятельную мотивацию. И, если раньше, самообразование в домашних условиях считалось не самым статусным фактором, то в ближайшее время тех, кто посещает лекции в традиционных учебных заведениях, будут считать неудачниками. О них будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование». Во-вторых, школы и университеты будут пытаться создать максимум условий для виртуального обучения (конкуренцию между ними никто не отменяет), а значит уже в ближайшем будущем им придется разрабатывать квесты и конкурсные системы, которые будут мотивировать учащихся проходить обучающие курсы и блоки до самого конца, создавать возможность интерактивного общения со своими преподавателями, включать в систему образования новые проектные и командные принципы, развивать игровые и конкурсные форматы. К тому же важно понимать, что уже сейчас учатся не только люди до 25 лет. Процент «студентов» в возрасте 40-60 лет растет с каждым годом.

Во второй половине XX века новые профессии возникали примерно раз в 20-30 лет, сегодня они формируются каждые 2-4 года. С такой-же скоростью отмирают ненужные профессии. К 2022 году портфель навыков для большинства бизнес ролей изменится на 42%, а доля новых ролей в общей структуре рынка труда достигнет 27% (из доклада The Future of Jobs, представленному на WEF). Еще в 2013 году специалисты Оксфордского университета подсчитали, что только в США около 47% существующих рабочих процессов будут автоматизированы. Большую ценность будут иметь специалисты с мультипотенциалом. На первый план при выборе сотрудника все активнее будут выходить креативность, кросс-функциональность, адаптивность к изменениям и постоянное стремление актуализировать свой инструментарий. Так что образование будет развиваться в концепции непрерывного развития профессиональных и личных компетенций в течение всей жизни – нас ждет lifelong learning. А значит и подстраиваться образовательная система будет под всех «студентов» любого возраста.

ВЭС: Если мы говорим о том, что знания будут доступны каждому человеку в любой момент времени, то на что должна делать акцент современная образовательная система?

М.Ф.: Сейчас активно обсуждается тема «soft skills» и социальных навыков. Так сложилось, что в существующей системе образования им не уделяется вообще никакого внимания. Хотя в научных кругах (и особенно в среде нейрофизиологов) существует мнение, что именно soft skills, методология мышления, социальные навыки и эмоциональный интеллект являются определяющими в интеллектуальном развитии человека. В рейтинге PISA по итогам 2018 года российские школьники потеряли позиции по читательской и естественно-научной грамотности, за исключением детей из московских школ (и это настораживающий системный сбой российского образования). На практике это говорит о том, что дети читают, но не понимают прочитанного.

Справка ВЭС: PISA — Programme for International Student Assessment — это международная программа по оценке образовательных достижений, оценивающая разные грамотности школьников. При этом под «грамотностью» подразумевается не просто знание о чем-то, но и понимание действия, умение его использовать. Программа оценивает естественно-научную, читательскую, математическую и финансовую грамотность школьников, а также их креативность. Оценивание проводится раз в три года.

Опрос, проведенный ОНФ среди родителей показал, что 62% из них считают, что школа недостаточно хорошо обучает детей принимать решения и планировать свои действия, 61% — что уделяется мало внимания умению предлагать разные варианты решения задач и выбирать наилучший. Также родителям хотелось бы усилить обучение детей работе с информацией, включая ее поиск, анализ и выбор (59%), развитие инициативности и готовности нести ответственность за результат (57%), применению познавательных стратегий (57%). То есть и международные исследования, и внутрироссийские опросы показывают в каком направлении должна двигаться образовательная система.

О.Б.: Современные люди сталкиваются с очень страшным понятием – своей ненужностью. При этом все инвестиции в обучение – это лотерея: сейчас вы учитесь программированию, а через 5 лет эта профессия может умереть. Именно поэтому один из ключевых навыков, который необходимо развивать и взрослым, и детям – это собственная приспосабливаемость. Никто не знает точно, пригодится ли то или иное умение, но во времена хаоса точно понадобится эмоциональная устойчивость, способность пережить все эти перемены. Но я не знаю ни одного университета, где бы этому могли научить. Ненужность формирует тревожность, которая заставляет людей, как им кажется, узнавать новое, но на самом деле, что подразумевается под «узнавать новое»? Скроллить ленту соцсетей?

Занимаясь вопросами возникновения и исследуя такие состояния человека как вегетососудистая дистония, невроз и панические атаки, руководитель лаборатории нейронаук психиатр Андрей Курпатов выяснил, что одной из основных причин невротических нарушений является агрессивная атака на мозг большого количества разрозненной информации. Он ввел медицинский термин «информационная псевдодебильность», обозначающий психическое расстройство, при котором человек проявляет признаки слабоумия вследствие чрезмерного потребления информации, что приводит к сильному отставанию в развитии, рассеянности, низкому уровню самоконтроля и ухудшению памяти. Другими словами, — это деградация мозга под влиянием гаджетов и бесконечного скроллинга лент социальных сетей, расстройство, при котором человек проявляет признаки клинической дебильности.

ВЭС: То есть важно не только чему учить, но и как учить? Просто смотреть видео на YouTube не даст результата?

М.Ф.: На YouTube, конечно, можно найти много интересного, в том числе и в образовательной сфере. Но, если мы говорим о каких-то стандартах, то уже сейчас существуют платформы, развивающие принципы «открытого образования». В частности, в России ассоциацией, учрежденной ведущими университетами – МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университет ИТМО создана «Национальная платформа открытого образования», где абсолютно любой может пройти курсы, которые разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Открытое образование решает проблему «закрытости» элитных вузов, потому что это образование без академических требований к поступлению и обычно предполагается, что обучение проходит онлайн. При этом открытое образование полностью соответствует реализации четвертой цели ЦРТ ООН в области устойчивого развития: «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». В разрезе вопроса «как учить?» также важно отметить принципы «гибкой педагогики». Понятие «гибкое обучение» основывается на предоставлении студентам выбора места, способа и темпа их обучения. Эти три аспекта могут успешно существовать через применение соответствующей педагогической практики, которая сама по себе может быть поддержана и укреплена с помощью информационно-коммуникационных технологий. «Гибкую педагогику» можно считать новой образовательной парадигмой.

О.Б.: Сейчас подтверждением полученного багажа знаний является диплом, но в принципах открытого образования, гибкой педагогики и развития мультипотенциальности, дипломы исчезнут за ненадобностью. Образование перестанет ограничиваться какими-либо временными и пространственными рамками, а значит появятся какие-то центры сертификации, в которых специалисты будут сдавать квалификационные экзамены, определяющие набор навыков и компетенций. Уже сейчас при приеме на работу в прогрессивных компаниях спрашивают не только диплом о высшем образовании, но и сертификаты о прохождении дополнительных курсов по более узким специализациям или soft skills. Работодателю проще доучить командного и коммуникативного человека, чем взять «супер»-специалиста, не имеющего практического опыта и не готового разделять принципы организации.

В США, Канаде, Японии, Европе очень популярна система портфолио, когда за время учебы человек накапливает дипломы, свидетельства, сертификаты и предоставляет их работодателю. В будущем накопленный интеллектуальный багаж станет одним из ключевых элементов системы образования, а информационные технологии сделают заслуги человека доступными и прозрачными.

ВЭС: Получается, что изменятся и принципы современного образования, и чему учить, и как учить? Вопрос в том, сколько это займет времени.

М.Ф.: Открытое образование, гибкая педагогика, мультипотенциальность – это то, что уже существует и активно развивается. И, если возможность обратиться ко всей информации интернета через вшитый в мозг чип или мини-компьютер контактной линзы нам кажется сейчас довольно футуристической, то изменение формата образования с лекционно-контрольного на проектно-ориентированный и геймифицированный – уже современная реальность. В частности, в школе «Ad Astra» Илон Маск уже реализовал такие подходы.

Специалисты МИПУР уже сейчас проводят программы в рамках детского инженерного лагеря «Imake Camp» для подростков, организованного ПАО «Норникель». Часть, подготовленная специалистами департамента образовательных проектов МИПУР, ориентирована как раз на развитие мышления и изобретательских навыков у детей и использует подходы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), теории игр, развития творческого воображения (РТВ), проектного образования и геймификацию. Мы таже готовим сейчас линейку онлайн образовательных программ, ориентированных на развитие навыков целеполагания, развития мышления, творческого подходя к решению технических, управленческих и бизнес-задач. У нас в планах есть проведение международного мероприятия, включающего конкурсную, образовательную и игровую части с целью развития творческих и социальных навыков среди детей и подростков, поиск и выявление одаренных участников и предоставление им возможностей для более эффективного развития их способностей.

Мы хотим подчеркнуть, что для нас не существует неталантливых детей, все дети талантливы в каком-то своем направлении. Отдельно отметим, что дети с ограниченными возможностями должны участвовать на равных с остальными, так как, как правило, такие дети проявляют свои способности в областях, где у них нет ограничений и, в первую очередь, в интеллектуальной сфере.