1 минуты
Ярослав Богданов: «Внедрение искусственного интеллекта в деятельность ООН должно осуществляться на более продуманной научной основе»
ВЭС
Автор: Основатель Института современного международного права, основатель децентрализованной автономной некоммерческой организации GDA DAO Ярослав Богданов
Организация Объединенных Наций (ООН) запустила пилотный проект децентрализованной автономной организации (DAO) для изучения возможности внедрения инновационных моделей управления в государственном секторе.
Инициатива Консультативного органа по искусственному интеллекту (ИИ) при Генеральном секретаре ООН по включению в практику деятельности Организации современных IT-разработок, включая ИИ, казалось бы, не может не приветствоваться.
На первый взгляд, это бесспорный шаг на пути прогресса человечества, а предложения, обозначенные в промежуточном отчёте, имеют менее декларативный и более конкретный характер, чем предыдущие рекомендации. В частности, предусмотрено проектирование новых глобальных институтов ИИ, предполагается привлечение не только государственного, но и «третьего сектора» в работу ООН.
Однако, как минимум две фундаментальные проблемы не учитываются разработчиками в рамках системы координат «искусственный интеллект - международное право».
Как юрист-международник, начну с последнего.
Слабая эффективность международного права плодит скептицизм и всё больше даёт оснований предполагать её полное отсутствие как таковое. В этой связи, не факт, что усиление юридических позиций ООН с помощью ИИ произойдёт успешно, так как выстроенная современная правовая система где-то даёт сбой, который не “вылечишь” технологическими алгоритмами. То есть, нужно проанализировать уязвимости того самого международного права, на которое настраивают нейросети.
Второй момент – это сам ИИ. Я уже не раз обращал внимание на то, что искусственный интеллект представляет собой отдельную, стремительно обретающую самодостаточность метавселенную, которая уже в текущее десятилетие успела поменять приоритеты в политике, этике, других фундаментальных вопросах.
Впрочем, про это писал ещё Макс Тегмарк («Жизнь 3.0»), говоря о том, что ничто не мешает ИИ начать самому генерировать цели и образы будущего, а суждение о том, что «кто обучает ИИ, тот им и управляет» стало общеизвестным мемом. Отмечу, что «обучают» ИИ сразу несколько десятков государств и неизвестное число частных лабораторий. В этом контексте, даже если с нашей общей помощью мы интегрируем весь ИИ планеты в сформированные институты при ООН, это не будет гарантировать его управляемость и даже дружелюбие по отношению к уставным целям Организации Объединенных наций.
Я предлагаю следующее: во вселенной ИИ начать формировать новую матрицу международного права, предварительно проанализировав уязвимости современных юридических практик в реальности, и актуализировать все известные нам юридические системы. То есть, именно киберпространство может стать драйвером новой, менее воинственной и более гуманистической архитектуры мироустройства, сделать планетарное регулирование более эффективным.
Заложив в ИИ отрефлексированные фундаментальные положения, придуманные человечеством для предотвращения войн, бедствий, сохранения мира и стабильности, смоделировав и протестировав их, мы сможем осуществить то, что сделали когда-то основоположники древнейших правовых систем: философы, правители, священники.
Наша команда имеет значительный опыт правоприменения в киберпространстве, а возглавляемое мной GDA DAO поддерживает диалог с ведущими учёными и правоведами современности, поэтому при поддержке ООН предлагаем этот амбициозный ориентир.