1 минуты
Почему «идея о внедрении новых идей» Роберта Солоу с каждым годом оказывается все более актуальной
Какой «рычаг» эффективнее: увеличение производства или внедрение креативных идей? И на сколько? Нобелевский лауреат Роберт Солоу ответил на этот вопрос еще в 1957 году.
Что важнее для роста экономики и прибыли каждой отдельно взятой компании? Прирост «капитала» или технические изменения? Увеличение производственных мощностей, количества заводов, оборудования, зданий, человеко-часов или внедрение новых изменений, каких-то креативных идей?
В 1957 году 32-летний экономист из Массачусетского технологического института Роберт Солоу (впоследствии нобелевский лауреат) решил выяснить, что именно влияет на «прирост выпуска продукции в человеко-час». Для этого он пошел путем Шерлока Холмса – решил исключить первую причину, чтобы выяснить как много останется на «внедрение новых идей».
До расчетов Солоу экономисты не знали, как распределить степень вклада в экономический рост. На тот момент было не понятно, на какой из «рычагов» давить эффективнее: увеличение производства или внедрение креативных идей.
Солоу рассчитал, что часть прироста производительности труда, полученного за счет прироста капитала равна одной восьмой от общего прироста производительности труда. То есть в росте производительности труда только на одну восьмую приходится увеличение торговых и производственных площадей, найм нового персонала и т.д. Данные Роберт Солоу рассчитывал для США в период с 1909 по 1949 годы. Оставшиеся семь восьмых будущий нобелевский лауреат отвел на внедрение новых технологических изменений, то есть креативных идей, которые впоследствии увеличивают прирост производительности труда, зачастую уменьшая прирост капитала, или даже отказываясь от него.
Почему этот расчет Роберта Солоу был настолько важен для всей экономики?
Он привел к кардинальному изменению взглядов на экономический прогресс. С этого момента уже невозможно было представить, чтобы рост уровня жизни связывался со строительством большего количества огромных заводов, где бы задействовались рабочие на ужасающих условиях (как до сих пор происходит в некоторых странах, и как ранее происходило в странах, которые уже отказались от такой экономической модели).
Сформулированный в одну строку незамысловатый расчет сейчас лучше всего виден на примере Кремниевой долины, которая стала современным символом экономического роста. Именно эту идею Солоу «о важности внедрения новых идей» сейчас можно видеть в каждом современном образовательном проекте.
«Идея идей» и современные возможности
Практически все руководители как крупных корпораций, так и небольших компаний, понимают, что набор компетенций уже давно перестал быть статичным и фиксированным, он изменяется параллельно изменениям в экономике, обретая вид «динамических портфелей», где огромное место уделяется определенным компетенциям по «креативности».
Компании создают не просто штат сотрудников, а организационный «запас навыков» (skills stock), представляющий собой набор специалистов, обладающих целостным «портфелем компетенций», необходимых для выполнения той или иной рабочей задачи.
Какие же компетенции считаются наиболее востребованными в экономическую эпоху генерации и внедрения новых идей?
- решение задач «под ключ» - создание и внедрение новых идей;
- осознание рисков и возможностей в процессе применения новых технологий;
- способность к непрерывному обучению (самообразованию);
- владение методами проектного управления;
- адаптивность, работа в условиях неопределенности;
- глубокое понимание своей профессиональной сферы, владение навыками работы в смежных областях (Т- образный специалист);
- умение работать с большими данными;
- навыки работы с инструментами визуализации;
- системное мышление и эмоциональный интеллект;
- умение работать и решать задачи в команде;
- понимание основ кибербезопасности.
Если внимательно присмотреться к этому списку, то становится понятно, что ключевой навык современного человека, востребованного компаниями и экономикой, - это умение генерировать новые идеи, внедрять их за счет имеющихся ресурсов, а также уметь это делать в команде.