1 минуты
Гращенков объяснил, почему «советский человек» сопротивляется введению QR-кодов
Похоже, что практика применения QR-кодов хоть и будет введена, но с существенными уступками. И, прежде всего, потому, что население страны негативно реагирует на попытки внедрения практик контроля, что отражается на рейтингах власти. Такое мнение высказал политолог Илья Гращенков в своем Telegram-канале.
Эксперт отметил, что ребрендинг словосочетания «куар код» и попытка репрезентации его как некого «паспорта свободы» от ковида, тоже вряд ли поможет. А все потому, что у нашего человека после 70 лет советской власти выработались антитела к ограничению свобод. Но вот сторонниками QR-кодов стала как раз молодежь, с либеральными взглядами и прозападными ценностями, что интересно вдвойне.
«Тот цифровой тоталитаризм, который на фоне пандемии пытаются внедрить на Западе, населением воспринимается как нечто временное и позитивное. Не привыкшие к гегемону государства, европейцы и американцы считают, что QR-коды и вправду помогут им достигнуть победы над вирусом, после чего вернется привычная жизнь без ограничений. Поэтому в авангарде движения за принудительную вакцинацию и поражение в правах не привитых, выступают ультра-либералы и прогрессисты. В их незамутнённых представлениях об обществе, государство не может сделать ничего плохого, а общинный дух и протестантская этика подсказывает, что для победы над общей бедой нужно сплотиться и временно отказаться от части каких-то прав и свобод.
Наш же человек знает, что свободу если один раз заберут, то уже никогда не вернут. Культурный код homo sovetikus содержит яркие воспоминания об эпохе тоталитаризма, поэтому все понимают, что если QR-коды введут, то всерьез и надолго. Если для западного мира словосочетание «цифровой концлагерь» - это антиутопии Замятина, Оруэлла и Бредберри, то для нас – это недавнее прошлое. Один концлагерь, пусть и нецифровой, мы уже пережили, и повторять этот опыт не очень-то хочется», - объяснил аналитик.
По его мнению, наибольшее сопротивление прогрессу сегодня оказывают те, кто уже пожил под колпаком и не сильно хочет возвращения, то есть старшее поколение россиян. На построение «цифрового коммунизма» в старушке Европе они смотрят, как умудренные опытом диссиденты, как бы говоря: «Мы эту историю пережили на полвека раньше, так что примерно знаем, что там за «светлое будущее».