Использование криптовалют для внешнеторговых расчетов

Время для прочтения
менее
1 минуты
Прочитано

Использование криптовалют для внешнеторговых расчетов

мая 24, 2024 - 08:24
Фото: 

ВЭС

Журнал «Внешнеэкономические связи» публикует статью Ярослава Евгеньевича Богданова - основателя GDA Group, основателя Института современного международного права, председателя Совета Фонда защиты прав инвесторов в иностранных государствах.

_______________________

Ситуация с оплатами по внешнеторговым контрактам - как экспорт, так и импорт, постоянно осложняется, как для государства, так и для коммерческих компаний.

Основные сложности связаны с тем, что санкционное давление со стороны США и ЕС усиливается, и почти все банки в РФ уже под санкциями, а значит не могут использовать SWIFT для проведения платежей. Сложности возникают не только в отправке российскими контрагентами за рубеж при помощи SWIFT, но и в получении денег из-за рубежа в РФ, на российских контрагентов, даже с использованием агентских схем через третьи страны.

Бизнес вынужден обращаться в том числе к непрозрачным, а порой и нелегальным схемам для совершения платежей – потому что находится в безвыходной ситуации, что создает дополнительные риски как для бизнеса, так и государства, по уходу легального оборота товаров в тень.

Построение межстрановых корреспондентских отношений между ЦБ стран, единая валюта БРИКС и тд представляются долгими и крайне сложными в реализации, а платить нужно уже сейчас. Импорт/экспорт (ВЭД) операции составляют существенную долю в товарообороте РФ, а значит – в налоговых поступлениях.

Использование криптовалют призвано помочь решить эту проблему, то есть избавить от необходимости использовать SWIFT во взаимосвязи с российскими контрагентами.

Ситуация в России

Президент разрешил использование Цифровых финансовых активов (ЦФА) для международных расчетов. Необходимо понимать, что ЦФА по своей сути представляют ценные бумаги с иной технологией эмиссии и учета, выпущенные эмитентами на территории РФ, и соответственно, не имеющие ценности за пределами нашей страны, а значит и не подходящими для внешнеторговых расчетов.

Также звучит мнение профильных комитетов Госдумы и ЦБ о потенциальной возможности использования криптовалют в международных расчетах. При этом закона нет, участников нет, соответственно даже в случае принятия положительного решения, не очевидно, где бизнес или участники будут приобретать криптовалюту для целей ВЭД, и кто это будет контролировать. Также следует отметить, что в случае если участники ВЭД все еще не получат возможности покупать криптовалюту на территории РФ (прибегая к помощи иностранных юрисдикций), санкционный риск может существенно снизить эффективность легализации использования криптовалют для международных расчетов.

Согласно новому законопроекту 237085-8, подготовленного Комитетом по финансовым рынкам и подписанную депутатом ГД А.Г.Аксаковым, в России предлагается полностью узаконить майнинг криптовалют, использовать добытую таким образом криптовалюту для внешнеторговых расчетов, и при этом полностью запретить оборот цифровых валют на территории РФ кроме деятельности, связанной с майнингом. Согласно публичных данных, ежегодный объем добытой криптовалюты в РФ составляет 300 млрд руб, что существенно меньше внешнеторгового оборота нашей страны на том же горизонте анализа. Таким образом, можно заключить, что майнинг цифровых валют не покроет все потребности государства и бизнеса в международных расчетах, и нужны иные способы.

Прямой запрет на организацию оборота цифровых валют на территории России представляет угрозу суверенитета в интернациональных расчетах, по следующим причинам:

  • Криптовалюта это единственный способ расчетов между различными странами, не основанный на межбанковских расчетах, а значит в меньшей степени подверженный влиянию политических сил
  • Оборот майнинга в России не достаточен для покрытия всех потребностей государства и бизнеса
  • Наличие компаний-агентов, в том числе в странах СНГ, с соответствующими лицензиями и без, также имеет риски быть заблокированными в силу санкционных ограничений (пример – биржа с российскими корнями Garantex, которая не может вести деятельность за пределами РФ)
  • Единственным выходом в децентрализованном формате является покупка криптовалюты в целях внешнеторговых расчетов у населения. Оборот сделок купли продажи цифровых валют россиянами за 2023 год более 4.5 трлн руб., чего будет достаточно, чтобы в дополнение к майнингу, покрыть потребности государства и бизнеса в объемах криптовалюты под международные расчеты
  • В случае если компании (очевидно, уполномоченные), будут иметь возможность легально покупать и продавать криптовалюту в сделках с населением, у вероятного противника не будет возможности блокировать данную активность и ее участников, т.к. для этого в списки придется поименно добавлять всех вовлеченных граждан РФ. Таким образом, конструкция представляется достаточно устойчивой к санкционным рискам.

Таким образом, необходимо:

Легализовать оборот криптовалюты на территории РФ для физических и юридических лиц.

Разрешить так называемый P2P трейдинг, то есть дать возможность физическим лицам покупать и продавать криптовалюту как в России, так и в других странах, физическим и юридическим лицам.

Обеспечить контроль над этим оборотом со стороны предлагаемого к созданию Единого регулятора криптовалют под эгидой Правительства, ЦБ РФ и прочих профильных ведомств, поручив которому определить порядок и условия осуществления оборота цифровых валют на территории Российской Федерации.