Максим Федоренко: российский программист - ценный актив для любых спецслужб

Время для прочтения
менее
1 минуты
Прочитано

Максим Федоренко: российский программист - ценный актив для любых спецслужб

февраля 02, 2020 - 20:21

Эксперт высказался о деле Винника

Дело Винника, подробности

Крупнейшая русскоязычная криптобиржа WEX рухнула в конце 2018 года, а вместе с ней в небытие канули биткоины и другая цифровая валюта на сотни миллионов долларов. По последним данным, речь идет о пропавших 200-450 миллионах долларов клиентов биржи. Существует версия, не лишенная оснований, что деньги экспроприировали российские силовики из ФСБ.

Фактически история берет свое начало с 25 июля 2017 года, когда полиция Греции по запросу американской стороны арестовала Александра Винника. Считается, что российский программист был одним из двух основателей и владельцев на тот момент самой крупной криптобиржи ВТС-е. Когда на Виннике защелкивались наручники, предполагаемый второй основатель торговой площадки для биткоинов и другой виртуальной валюты – Алексей Билюченко, спешно покидал Грецию, где находился на отдыхе вместе с семьей Винника.

Выдачи Винника добивались три страны – США, где он обвиняется в отмывании 4 млрд долларов, Франция, где его обвиняли в распространении вирусной программы-вымогателя Locky, а французские пользователи больше всех пострадали от нее, и Россия, где после ареста Винника в Греции на него было заведено уголовное дело по статье мошенничество и мошенничество в сфере компьютерной информации.

Биржа BTC-e была самой популярной русскоязычной торговой площадкой. Основанная в 2011 году к через три года она занимала первое место по объему торгов на паре биткойн/рубль и третье на паре биткойн/доллар. На фоне все большей популярности такого сегмента в экономике, как криптовалюта, сюда приходило все больше пользователей из стран СНГ, решивших инвестировать в «загадочный биткоин». На пике популярности биржа входила в топ-20 аналогичных площадок, а показатель суточного оборота достигал отметки $66 млн.

Американские правоохранительные органы утверждают, что с момента запуска и до закрытия биржи одних только биткоинов там было продано на $4 млрд. Клиентом криптобиржи мог стать в буквальном смысле любой человек, так как площадка использовала двухшаговую аутентификацию. Этим объяснялась популярность сервиса, а следовательно через него совершались противоправные действия, в том числе, отмывание мегакрупных денежных сумм, считают в ФБР.

Реальные собственники ВТС-е скрывались за сетью номиналов и офшоров. Имеется интервью представителя криптобиржи порталу CoinDesk, где он сообщил, что площадка основана выпускниками «Сколково» Алексеем и Александром. Другими данными это не подтверждается.

Уже в рамках уголовного дела, заведенного в России, где Билюченко проходит свидетелем, он рассказал, что в 2010 году познакомился с пользователем под ником WME на одном из форумов. За WME скрывался Винник. И уже в 2011 году WME (Винник) и admin (Билюченко) запустили собственный проект – биржу по продаже валюты, дав ей не особо хитрое название по аббревиатуре биткоина ВТС-е. Существует не большая деталь – в чате биржи admin был окрашен в красный цвет, от чего получил прозвище «красный админ». Он отвечал за техническую часть проекта, а все финансовые операции проводились под контролем WME.

Отсутствие системы верификации пользователей сделало площадку очень популярной. Если на западе на аналогичных площадках требовалось подтверждение личности вплоть до предъявления паспорта или иных документов, то в ВТС-е достаточно было лишь адреса электронного ящика, чтобы купить, продать или обменять криптовалюту.

В июле по запросу США Винник был арестован в Греции, Билюченко из нее бежал в Россию, а BTC-e перестала работать. Находившиеся в США сервера были арестованы ФБР. Фактически клиенты криптоплощадки остались ни с чем, отчаянно пытаясь достучаться до администрации ресурса.

В это время с оставшимся на свободе Билюченко связался гражданин Белоруссии Дмитрий Васильев. Торгуя от китайских инвесторов на ВТС-е, он был крупным клиентом биржи. Васильев не скрывает, что сам предложил дать ВТС-е второе дыхание под новым названием. И уже в сентябре 2017 года появилась криптобиржа Wex (сингапурская компания World Exchange Services), собственником которой стал Васильев. Ядро клиентской базы составили пользователи ВТС-е.

Уже к концу 2017 года и эта торговая площадка вошла в ведущую двадцатку подобных криптобирж, а ее оборот стал даже выше ВТС-е – до $80 млн в сутки. Но позже дела биржи пошли из рук вон плохо, а с конца 2018 года она фактически прекратила работу.

Известно, что летом 2018 года о намерении продать площадку объявил ее собственник Васильев. К декабрю купить криптобиржу решил ополченец ДНР с позывным «Морячок» по имени Дмитрий Хавченко. Из-за санкций Запада сделка была оформлена на проживающую в Москве его дочь – Дарью Хавченко. «Морячок» объявил, что приобрел платформу для борьбы с «засильем доллара» и для финансовой поддержки непризнанных республик в Донбассе. Однако более вероятной считается версия, что Хавченко включился в охоту за «сокровищами Винника», теми самыми несколько сот миллионов долларов, которые исчезли в виде вложений клиентов ВТС-е. Кроме того, многие считают, что Хавченко – лицо подставное, на самом деле за ним стоит российский предприниматель и управленец Константин Малофеев.

Проходящий свидетелем по уголовному делу Алексей Билюченко заявил, что в офисе Малофеева (Малофеев свое отношение к Wex отрицает) в конце апреля его познакомили с неким «Антоном» из силовых структур, который предложил ему отдать хранящиеся на жестких носителях «холодные кошельки» и зашифрованные активы биржи. Немногим позже тот же «Антон» потребовал отдать всю хранящуюся в кошельках Wex криптовалюту, заявив, что она пойдет в «фонд ФСБ РФ». Билюченко выполнил и это требование, рассказав следствию, что на тот момент сумма составляла $450 млн, часть которой принадлежит клиентам площадки. А уже после всего этого Wex купил Хавченко.

Русская служба Би-Би-Си провела собственное расследование. Имея на руках показания Билюченко, СМИ предполагает, что Малофеева мог заинтересовать проект легальной валютной площадки Vladex во Владивостоке. Кроме того, в руках редакции Би-Би-Си оказался документ (копия) – «Меморандум о взаимопонимании», подписантами которого якобы являются Малофеев и Билюченко.

Цель проекта – организация во Владивостоке «на основе существующей биржи [Wex] новой площадки как специальной инфраструктуры расчетов для сохранения финансового-экономической независимости России». И уже в сентябре 2018 года на экономическом форуме во Владивостоке у проекта Vladex был стенд со столиками для переговоров с девизом Flagship of the Digital Economy («Флагман цифровой экономики»). Кроме того, Би-Би-Си заявляет, что располагает записью разговора Малофеева с неким лицом, где бизнесмен упоминает Vladex, как «белый и пушистый сервис».

Клиентские же деньги с биржи Wex до сих пор не найдены, и в Сети их прозвали «сокровищами Винника». В конце 2018 года правоохранители РФ завели уголовное дело по статье мошенничество. Хавченко считает, что деньги у admin’а – Билюченко. Сам Билюченко проходит в качестве свидетеля. При этом спецслужбы РФ и США ведут настоящую «войну», чтобы заполучить себе программиста, которого власти Греции депортировали во Францию. Считается, что Винник знает ключи, коды доступа либо другую информацию и носители, где могут находиться полмиллиарда исчезнувших денег.

Между тем, многие убеждены, что финансами завладел Малофеев. В конце 2019 года и в начале 2020 года стали поступать угрозы о минировании общественных и социально значимых объектов, если господин Малофеев не вернет экспроприированные средства.

28 ноября прошлого года неизвестные потребовали от главы группы «Царьград» вернуть 120 биткоинов, пообещав, что в случае отказа «российские города вздрогнут от минирований», написало РБК. 120 биткоинов – это почти 900 тысяч долларов. Письмо с угрозами бизнесмен сам передал редакции, в нем говорилось, что объектами ложных «минирований» станут школы, метро, вокзалы, больницы. Авторы угроз предложили господину Малофееву осуществить пробный перевод на 0,1–1 биткоина, а потом уже выплатить им все остальные деньги. Они объяснили свои действия тем, что хотят вернуть 120 биткоинов с биржи Wех.

Русская служба Би-Би-Си считает, что во всех актах «минирования» действительно существует общий знаменатель – исчезнувшие 450 млн долларов после краха криптобиржи Wех, по сути правопреемнице ВТС-е Винника. Впрочем, редакция справедливости ради отмечает, что не всегда сообщения о минировании содержали требование к «православному бизнесмену», как они называют господина Малофеева по тексту. Так же неизвестно, упоминалась ли его фамилия во время угроз о минировании объектов на Дальнем Востоке.

ФСБ установила два иностранных сервера, с которых «минеры» рассылают свои угрозы. Доступ к обоим в России заблокирован. Силовики еще не называли сумму ущерба от волны минирований в конце 2019 года начале 2020 года, но в 2017 году три дня аналогичных действий злоумышленников обошлись ведомству дополнительными расходами в объеме 300 миллионов рублей.

Это сложная и запутанная история, весь смысл которой - пропавшие деньги. Огромные деньги. И вполне вероятно, что сейчас мы наблюдаем противостояние двух силовых структур - ФБР в США и ФСБ в РФ.

Директор Международного Института проблем устойчивого развития Максим Федоренко считает, что выслав россиянина во Францию, Греция, по сути, «умыла руки», не встав ни на чью сторону. Действуя в правовом поле, греческие власти на законных основаниях выдали Винника Парижу, где ему предъявлены серьезные обвинения в мошенничестве. И в СМИ по этой теме наступило относительное затишье. Тем не менее, Винник - безусловно, ценный актив для любой страны.

Большой минус, что в мире до сих пор нет независимого регулятора или международных механизмов, которые бы смогли защитить криптоактивы клиентов бирж, считает эксперт. При создании правового поля в этой сфере такой ситуации, как с Винником, просто бы не было. Клиенты были бы спокойны за свои активы, или знали бы, как их получить назад в случае нечистоплотности владельцев торговой площадки. А пока мы имеем «охоту на сокровища Винника», как это называют журналисты.