Мирная киберстратегия России

Время для прочтения
менее
1 минуты
Прочитано

Мирная киберстратегия России

апреля 19, 2021 - 09:26
Раздел:
Фото: 

МИД России

«Мы сторонники равенства, порядка
и взаимного уважения в информационной сфере»

В.В.Путин

 

В условиях стремительного развития и широкого внедрения в повседневную жизнь информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), создающих человечеству беспрецедентные практические возможности и одновременно несущие миру серьезные вызовы и угрозы, все отчетливее проявляется необходимость построения глобальной архитектуры информационной безопасности.

Представив на заседании Генеральной Ассамблеи в 1998 г. проект своей резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», Российская Федерация стала первым государством, поднявшим вопрос о важности объединения усилий мирового сообщества в борьбе с вредоносным использованием ИКТ. С момента принятия этой резолюции и все последующие годы наша страна, несмотря на активное противодействие стран Запада, прочно удерживает интеллектуальное лидерство в глобальной дискуссии по вопросам международной информационной безопасности (МИБ).

В своей профильной деятельности российская дипломатия предпринимает активные усилия по достижению приоритетных целей, закрепленных в «Основах государственной политики Российской Федерации в области МИБ». Эти цели направлены на формирование международно-правовых основ регулирования информационного пространства и разработку на глобальном уровне правил ответственного поведения, отражающих принципы предотвращения конфликтов, выстраивания взаимовыгодного партнерства и защиты цифрового суверенитета всех без исключения государств.

26 марта 2021 г. на заседании Совета Безопасности Российской Федерации был одобрен новый проект «Основ», который 12 апреля утвердил Президент России В.В.Путин. В них конкретизируются положения ранее принятых концептуальных документов – Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации и других документов стратегического планирования.

В обновленной версии «Основ», пришедшей на смену принятой в июле 2013 г. предыдущей редакции документа, актуализирован список глобальных угроз в сфере ИКТ. Как и прежде, подчеркивается все более широкое использование этих технологий в преступных, террористических и экстремистских целях, а также в целях вмешательства во внутренние дела государств. В то же время впервые констатируется их участившееся применение для осуществления атак на критическую информационную инфраструктуру государств, а также наметившаяся тенденция введения некоторыми государствами ограничений в отношении доступа стран к инновационным технологиям с целью усиления их зависимости.

Отмечена значительно возросшая угроза вредоносного использования ИКТ, направленного на нарушение территориальной целостности государств, подрыв их суверенитета, безопасности и стратегической стабильности.

Возрастает необходимость активизации практических шагов по реализации целей и задач, установленных в соответствии с «Основами государственной политики в сфере МИБ».

Наши дипломатические усилия направлены на реализацию двустороннего сотрудничества в сфере МИБ, совершенствование его международно-правовой базы. Действуют десятки двусторонних межправительственных соглашений. Только за первый квартал 2021 г. подписаны соглашения с Ираном и Киргизией, подготовлены к заключению аналогичные документы с рядом государств Центральной, Западной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, согласованы проекты совместных заявлений глав государств о сотрудничестве, подписаны планы реализации основных направлений сотрудничества в области обеспечения МИБ.

Значимое место в архитектуре МИБ занимает взаимодействие со странами – членами СНГ, ОДКБ, ШОС, БРИКС, АСЕАН, ЛАГ, ЮЧТО, Африканского союза.

Совсем недавно утвержден концептуальный документ о запуске диалогового партнерства Россия-АСЕАН по безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ, который будет способствовать укреплению практического сотрудничества в указанной области между Россией и государствами-участниками организации.

Конкретным и весомым результатом является принятие целого ряда важных документов: совместное заявление глав государств – участников СНГ, заявление Совета глав государств – членов ШОС о сотрудничестве в области МИБ и др. В них отражены такие основополагающие положения российских подходов в этой сфере, как необходимость предотвращения конфликтов в информационном пространстве, обеспечение центральной роли ООН в борьбе с угрозами в области МИБ и обязательности соблюдения международного права, выработки правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве, а также разработки под эгидой ООН всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях.

На глобальном уровне в этом году, на фоне, увы, не всегда конструктивной и прагматичной позиции некоторых государств, российской дипломатии удалось добиться значительного успеха. 12 марта 2021 г. в Нью-Йорке консенсусом всех 193 государств – членов ООН был принят итоговый доклад Рабочей группы открытого состава (РГОС) по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности, учрежденной Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе России в 2018 г.

Во многом благодаря российским усилиям на ближайшие месяцы намечена весьма насыщенная повестка дня профильных ооновских переговорных площадок.

На 10-12 мая запланировано проведение в Нью-Йорке организационной сессии еще одного механизма, предложенного Россией, – специального межправительственного комитета экспертов открытого состава для разработки всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях, учрежденного Генассамблеей ООН в конце 2019 г. Данный формат позволит объединить усилия мирового сообщества в целях решения проблемы киберпреступности, приобретающей все более опасный характер – по разным оценкам показатели ущерба от деятельности злоумышленников по всему миру в 2021 г. могут достичь отметки в 6 триллионов долларов США. Таким образом, абсолютно очевидна необходимость принятия на глобальном уровне практических мер по противодействию таким негативным тенденциям.

24-28 мая российская делегация примет участие в заключительной сессии Группы правительственных экспертов ООН по МИБ.

А уже в начале июня будет дан старт деятельности новой РГОС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021–2025. Востребованность российской идеи о закреплении в структуре ООН такого механизма на долгосрочную перспективу нашла свое подтверждение в канун Нового 2021 г. – в принятой 31 декабря 2020 г. резолюции Генассамблеи ООН №75/240. 1-2 июня в Нью-Йорке будет проведена организационная сессия Группы. Продолжение активной общемировой дискуссии на ооновском треке будет способствовать выработке и совершенствованию принципов и норм международного права, в том числе международного гуманитарного права, применительно к сфере ИКТ, а впоследствии – созданию условий для принятия на уровне всемирной Организации глобального документа – конвенции об обеспечении МИБ.

Сочетание уже проделанной более чем за два десятилетия работы и стратегических планов подчеркивает преемственность и последовательность внешнеполитического курса России по формированию универсальной системы информационной безопасности, основанной на принципах порядка, равенства и взаимовыгодного партнерства. Продвигаемые нами подходы носят инновационный и безальтернативный характер, поскольку отвечают интересам всех государств и встречают положительный отклик со стороны широкого большинства представителей мирового сообщества, и это находит выражение в регулярной поддержке и институционализации на уровне ООН предлагаемых российской стороной инициатив. Намерены и в дальнейшем «не сбавлять обороты» и наращивать усилия на столь актуальном и важном для мирового развития направлении.

 

Крутских Андрей Владимирович,
специальный представитель Президента Российской Федерации
по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности,
директор Департамента международной информационной безопасности МИД России