1 минуты
Ярослав Богданов: Денонсация Латвией Договора о правовой помощи ведет к деградации отношений с Россией
ВЭС
На днях Сейм Латвии принял решение о денонсации Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 февраля 1993 года, который вступил в силу 29 марта 1995 года (далее – Договор о правовой помощи).
В соответствии с данным Договором гражданам и юридическим лицам каждого государства предоставляется национальный режим в отношении личных и имущественных прав в области гражданских, семейных и уголовных дел. Договор устанавливает основания, объем и порядок оказания правовой помощи, а также вопросы возмещения расходов, связанных с оказанием правовой помощи.
В области регулирования данным Договором находятся, в частности, вопросы о порядке вручения документов, о выдачи документов о личном, семейном и имущественном положении, о пересылке свидетельств о гражданском состоянии и других документов, о вызове за границу свидетеля или эксперта, об оказании бесплатной правовой помощи, о компетенции национальных государственных судов, о правоспособности и дееспособности физических и юридических лиц, о заключении и расторжении брака, о признании его недействительным, об усыновлении, опеке и попечительстве, о праве собственности, о форме сделки, о порядке возмещения вреда, вопросы наследования, вопросы признания и исполнения решений по гражданским и семейным делам, а также по уголовным делам в части возмещения ущерба, вопросы по осуществлению уголовного преследования и выдачи по уголовным преступлениям, вопросы обмена сведениями о судимости, о результатах уголовного преследования, о вступивших в законную силу приговорах.
По мнению Председателя Совета Фонда защиты прав инвесторов в иностранных государствах, основателя Института современного международного права Ярослава Богданова, денонсация Договора о правовой помощи существенно затруднит реализацию прав физических и юридических лиц обеих стран. В частности, возникнут большие сложности в сфере семейных, наследственных правоотношений, в области признания действительности официальных документов, а также по вопросам признания и исполнения иностранных судебных решений.
Например, в настоящее время согласно статье 13 Договора о правовой помощи, которая посвящена действительности документов, указано, что документы, которые были на территории одной из Договаривающихся Сторон составлены или засвидетельствованы судом или официальным лицом (постоянным переводчиком, экспертом и др.) в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенные печатью, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без какого-либо иного удостоверения. Документы, которые на территории одной Договаривающейся Стороны рассматриваются как официальные, пользуются и на территории другой Договаривающейся Стороны доказательной силой официальных документов.
С момента как эта договоренность между государствами перестанет действовать, для использования официальных документов одного государства на территории другого государства потребуется их легализация, а в части документов, в отношении которых она отменена в силу Конвенции, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 года, проставление на них апостиля.
-Денонсация Латвией Договора о правовой помощи направлена на деградацию сотрудничества между Россией и Латвией в области оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и демонстрирует игнорирование Латвией приоритета прав человека над государственной политикой, которая эти права не учитывает, - сказал Ярослав Богданов.