1 минуты
Американские аналитики предупредили об опасности для США сделки Китая с Ираном
скриншот из видео
В конце марта Китай и Иран заключили сделку о 25-летнем сотрудничестве. В США с подозрением отнеслись к этому, поскольку считают, что это лишь начало чего-то большего.
В частности, старшие аналитики Центра обороны и стратегии Гемундера при Еврейском институте национальной безопасности Америки Эриэль Дэвидсон и Ари Чикюрель разобрали по полочкам, чем может грозить такой достаточно долгосрочный договор между Китаем и Ираном. Этому посвящена статья в The National Interest.
По мнению авторов, Пекин намеренно стремится к балансу сил в ближневосточном регионе, чтобы соперничать с западными странами. Это означает, что на администрацию Байдена ложится бремя борьбы с «ближневосточными махинациями Китая».
Для Ирана время заключения сделки оказалось очень удачным. Тегеран отчаянно нуждается в деньгах после того, как санкции США подорвали экономику страны, и надеется, что пакт с Китаем смягчит удар от американских ограничений. Поскольку Китай является предполагаемым покупателем иранской нефти на несколько десятилетий вперед, попытки администрации Джо Байдена уговорить Тегеран сесть за стол переговоров окажутся намного сложнее.
Меж тем, Китай получит как нефть, чтобы подпитывать свою быстро растущую экономику, так и регионального партнера, который разделяет его интерес в ограничении глобального влияния США. Таким образом, немедленным следствием сделки может стать непреднамеренное содействие Китая дальнейшему обогащению иранского ядерного оружия. Но его дестабилизирующее воздействие вряд ли на этом закончится, поскольку интересы Китая распространятся на весь регион.
В дополнение к заключению сделки, поездка министра иностранных дел Китая Ван Ли на Ближний Восток также включала формирование регионального плана безопасности с Саудовской Аравией, встречу в Стамбуле с его турецким коллегой и объявление о том, что ОАЭ произведут 200 млн доз китайской вакцины Sinopharm. Одновременно с этим китайские государственные компании расширяют инвестиции в Израиль, Саудовскую Аравию и ОАЭ в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Эта растущая модель регионального взаимодействия Китая в сочетании с щедрыми, если не полностью реалистичными обещаниями иностранных инвестиций происходит в то время, когда Соединенные Штаты сокращают и «перебалансируют» свое присутствие на Ближнем Востоке. Традиционные партнеры США, видя, что Иран извлекает выгоду из китайской щедрости и прохладных связей с Вашингтоном, могут начать рассматривать Китай как все более привлекательную альтернативу.
Действия Пекина на Ближнем Востоке представляют опасность для Соединенных Штатов, потому что Китай играет на «поле битвы» полностью реальной политикой: он может поддерживать врагов Америки (указан Иран) или «обхаживать» союзников США (например, Израиль). У Пекина нет никаких пристрастий. Он стремится действовать широкомасштабно, как поддерживая противников США, так и переманивая их традиционных партнеров на свою сторону.
Проанализировав возможные риски, авторы статьи считают, что США и их союзникам нужно поработать над ограничением доступа Пекина к критически важной инфраструктуре, интеллектуальной собственности и технологиям. В то же время Соединенные Штаты должны признать, что они не могут блокировать всю экономическую деятельность Китая в регионе, и вместо этого должны поощрять Китай инвестировать в создание некритической инфраструктуры региона и в компании, решающие общие проблемы, такие как глобальное потепление.
Имея дело с попытками Китая наладить отношения с противниками США, несколько «мягких» тактик также могут ограничить способность Китая формировать стабильные связи с режимами. Например, по отношению к Тегерану Соединенные Штаты могут начать «комбинацию кибернетических, информационных и психологических операций, направленных на выявление внутренних противоречий между правительствами Китая и Ирана, которые могут включать указание на ужасающий геноцид Китая в отношении уйгуров».