Мы учим прошлому детей, которым придется жить в будущем

Время для прочтения
менее
1 минуты
Прочитано

Мы учим прошлому детей, которым придется жить в будущем

февраля 08, 2022 - 13:42
Фото: 

IISDP

Общероссийский народный фронт совместно с фондом «Национальные ресурсы образования» в 2019-м году провел опрос, который показал, что, по мнению родителей, школа нацелена на формирование предметных знаний, а не на развитие ребенка и подготовку его к дальнейшей жизни. Этот же опрос выявил запросы родителей к современному образованию:

  • 62% – считают, что школа недостаточно хорошо обучает детей принимать решения и планировать свои действия,
  • 61% — что уделяется мало внимания умению предлагать разные варианты решения задач и выбирать наилучший,
  • 59% — хотели бы усилить обучение детей работе с информацией, включая ее поиск, анализ и выбор,
  • 57% — считают, что необходимо развитие инициативности и готовности нести ответственность за результат,
  • 36% — хотят, чтобы их детей научили публично выступать, вести дискуссии и дебаты.

С тем, что школа хорошо учит представлять итоги своей работы, а также читать и понимать и информационные тексты, и инструкции, и художественную литературу, согласны только 27% родителей, с тем, что детей хорошо обучают извлекать главное из прочитанного или прослушанного, — 26%.

По сути, родители выбрали те навыки, которые им самим понадобились в реальной «взрослой» жизни, те навыки, которые, по их мнению, будут нужны детям в будущем. Необходимость в большинстве этих навыков сформировалась в последние десятилетия. Согласитесь, вряд ли в XIX веке звучала бы претензия «школа недостаточно хорошо обучает детей принимать решения и планировать свои действия», еще несколько десятилетий назад мы бы и не требовали от образования «усилить обучение детей работе с информацией, включая ее поиск, анализ и выбор», а «научить публично выступать, вести дискуссии и дебаты» в детском возрасте – это сравнительно недавнее требование.

Но все это – текущие реальности. А что в будущем? Можно ли спрогнозировать, какие навыки будут необходимы тем, кто станет взрослым через 5-10-15 лет?

Навыки будущего

В исследовании Всемирного экономического форума, опубликованном в октябре 2020 года (основано на прогнозах руководителей более 300 мировых компаний, а также — на данных LinkedIn, FutureFit.AI и Исследовательского института ADP) сформирован топ-10 навыков, которые будут востребованы к 2025-му году:

  • Аналитическое мышление и инновационность
  • Активный и стратегический подход к обучению
  • Комплексный подход к решению проблем
  • Критическое мышление и аналитические навыки
  • Креативность, оригинальность и инициативность
  • Лидерство и социальное влияние
  • Использование, мониторинг и контроль технологий
  • Технологический дизайн и программирование
  • Выносливость, стрессоустойчивость и гибкость
  • Навыки логической аргументации, решения проблем и генерации идей

Как видно из исследования, многие родители интуитивно выбирают для своих детей те навыки, которые пригодятся им в будущем. Но почему руководители уделяют такое большое внимание инновационности, комплексному подходу к решению проблем, критическому мышлению, креативности, генерации идей?

Правило 10-80-10

В книге «Above the line» (не переведена на русский) Урбан Мейер, футбольный тренер чемпионата штата Огайо, отвечает на самый главный вопрос, с которым к нему обращаются представители крупнейших американских корпораций: «Как он получает максимальную отдачу от своей команды?». Мейер использует «ответвление» закона Парето: 10-80-10.

Итальянский экономист Вильфредо Парето как-то заметил, что 20% посаженого гороха дают 80% урожая, и вывел закономерность — 20% усилий дают 80% результата. Позднее инженер и консультант по менеджменту Джозеф М. Джуран использовал выводы Парето, чтобы проследить взаимосвязь между поведением человека и качеством работы, и сформулировал правило чуть иначе — 80% успеха проекта обеспечиваются 20% усилий команды, которая над ним работает.

Мейер пошел дальше и использовал «ответвление» закона Парето: принцип 10-80-10 представляет вашу команду в виде большого круга. В центре находится ядро, первые 10%. Это те люди, которые являются ядром и мотиватором компании, примером неустанного стремления к саморазвитию и повышению личной продуктивности, генерируют самые главные идеи и максимально вкладываются в их реализацию.

За пределами ядра, в середине круга находятся еще 80%, именно они составляют большинство людей, которые идут на работу, хорошо выполняют свои обязанности и относительно надежны. 80% в большинстве своем заслуживают доверия, они делают хорошие стабильные результаты, но не стремятся улучшить их так, как центральное ядро. Или, как говорит Мейер, «они просто не горят так жарко».

Последние 10% находятся на краю круга, и, по мнению Мейера, приблизительно столько процентов у них заинтересованности. Этим людям не интересно развитие, работают они из-под палки и только потому, что работать надо. Мейер называет их «убийцами тренера».

Проблема воспитания «лучших 10%»

Давайте вернемся к исследованию, основанному на прогнозах руководителей более 300 мировых компаний (и других данных), а также запросам родителей: кого хотят видеть руководители, делая запрос из таких навыков? И кем хотят видеть своих детей родители, формирующие такие претензии и запросы к современной школе?

Те 10%, которые будут занимать руководящие должности, быть генераторами идей и компаний, создателями новых направлений, тех, кто будет формировать новую реальность и становиться во главе ее.

К сожалению, школа не формирует (признано родителями) те навыки, которые необходимы в будущем. И список навыков вполне известен: нестандартное (аналитическое, инновационное, креативное, критическое) мышление, комплексный подход к решению проблем, инициативность, лидерство, социальное влияние, гибкость, умение публично выступать и вести дебаты. Но если такие навыки не может дать современная школа, а запрос на них есть, то родителям приходится искать другие форматы образования. До недавнего времени похожие «услуги» можно было получить в детских «школах стартапов» или «бизнес-школах», но, согласитесь, не каждый ребенок видит себя предпринимателем: кому-то гораздо комфортнее реализовываться, генерировать идеи и создавать новое в крупной компании со стабильной оплатой (в химической, энергетической, экологической, ядерной, космической, художественной, IT или другой отрасли, интересной ребенку). Так что же делать тем, кто не хочет быть стартапером или предпринимателем с 10-ти лет?

В США подобную проблему несколько лет назад заявил основатель, совладелец, генеральный директор и главный инженер компании SpaceX, генеральный директор и главный идейный вдохновитель (Chief Product Architect) компании Tesla Илон Маск. И инвестировал в создание сперва офлайн школы Ad Astra (2014 год), а впоследствии онлайн-школы Astra Nova School и образовательный игровой проект Synthesis (2020 год).

В России, несмотря на острую проблематику, решением этого вопроса в сфере детского образования пока являются некоторые курсы по развитию «эмоционального интеллекта» или «креативного мышления» в тех же «Бизнес-школах» или детских центрах с широким набором различных общеобразовательных программ. При этом активно формируются программы для взрослых, которые осознают свое желание попасть в те самые максимально востребованные 10% за счет приобретения новых «гибких» навыков.

Международный институт Проблем устойчивого развития (МИПУР/IISDP) готовит две образовательные программы по развитию креативного мышления для детей и подростков в рамках экспериментального образовательного проекта «Школа Галактика» и планирует развитие этого направления, как одного из важнейших вкладов в будущее наших детей.