Подписаться на обновления:

Социология экономики: рациональные люди, нерациональные решения

Либералы, которые связывают уменьшение числа стабильных рабочих мест в США с упадком нравственных ценностей в стране, недооценивают «широкий спектр неблагоприятных условий, способных свести жизнь к жестокому материализму». Об этом написал колумнист New York Times Дэвид Брукс. «Структура американского общества настолько истощена, что даже если бы места на производстве чудесным образом вернулись, мы по-прежнему не смогли бы произвести достаточно стабильных квалифицированных рабочих, чтобы заполнить эти вакансии, – написал Брукс в комментарии, опубликованном 14 февраля. – Одной политики экономического роста недостаточно. Стране также необходимо восстановить порядок в обществе».

Брукс отреагировал на полемику, которую некоторое время назад разожгла новая книга Чарльза Мюррея «Трещим по швам: положение белой Америки, 1960–2010». В ней консервативный автор утверждает, что причина роста неравенства среди белых американцев кроется в нравственном упадке. В своей колонке Брукс сослался на исследования, проводившиеся в последние 25 лет. Он предположил, что люди, выросшие в «неблагополучных общинах», более склонны вести неблагополучную жизнь впоследствии, а бедноте из «дезорганизованных районов» часто недостает «социального капитала», который помогает ей приобщиться к высоким ценностям. Такие исследования были проигнорированы как Мюрреем, так и его либеральными критиками, написал Брукс. Росс Даутет, который также пишет колонки для New York Times, отметил в недавнем электронном посте, что в книге Мюррея не хватает политических рецептов, однако «рассказанная им история должна послужить веским напоминанием, что общества процветают и увядают не только в спорах о том, как облагать налогом, тратить и регулировать, но в более трудно доступных местах, где встречаются культура и экономика».

Дэвид Брукс недоволен поворотом, который приняла дискуссия по вопросу белого рабочего класса в США. Это его право, но я думаю, что он в карикатурном виде изображает мою позицию. И я очень хочу сделать несколько замечаний по поводу социальной трактовки. Брукс пишет в колонке под названием «Заблуждение материалиста», опубликованной в New York Times 14 февраля: «Меня не интересует, сколько рабочих мест потеряли заводы, в любом случае не имеет смысла бросать школу». Довольно верно. Но предположим, что мы применим ту же логику к другой проблеме – скажем, ожирению. Итак, меня не интересует, как мало двигаются сейчас американцы или насколько доступным стал фастфуд, все равно имеет смысл поддерживать свой идеальный вес с помощью диеты или физических упражнений. Это тоже верно, хотя мало кто этим занимается (я не исключение, но через несколько минут встану на тренажер – беговую дорожку kettler). Дело в том, что легко и просто приводить материальные причины социальных перемен (доступность фастфуда, добавляющего американцам килограммы), даже если абсолютно рациональные, полностью контролирующие себя личности не реагируют так, как это делают обычные люди.

Никто – ни социолог Уильям Джулиус Уилсон, ни экономист Ларри Мишел, ни ваш покорный слуга – не отрицают, что негативные последствия уменьшения возможностей проявлялись бы гораздо реже, действуй люди сообразно своим долгосрочным интересам. Но часто люди поступают иначе, поэтому-то отсутствие экономических возможностей и может быть социально и экономически разрушительным. Это не жестокий материализм – это всего лишь констатация человеческой природы людей. Те же соцгарантии, больше проблем у народа В недавних электронных постах Джеймс Куак, доцент Школы права при Университете Коннектикута и экономист Мишел несколько иными словами изложили позицию, которую планировал представить я: рост расходов на социальные гарантии в последнее десятилетие не отражает их расширения. Вместо этого тенденция указывает на две вещи: рост расходов на здравоохранение и ужасный экономический спад, который заставил многих людей испытывать нужду. Не хочется опускаться до Шэррона Энгла, политика из Невады, который, увидев рост очередей за пособием по безработице и продовольственными марками, заявил, что социальное государство обезумело.

автор:
ogrishina

Новости партнеров: