Подписаться на обновления:

Интеллектуальная собственность в России

На очередном собрании «Менеджер-клуба», прошедшем в клубе «Винил» 20 сентября, обсуждалась тема «Интеллектуальная собственность. Товарные знаки. Защита от недобросовестной конкуренции». В качестве докладчика выступил директор Департамента экспертизы и промышленной собственности ЯРТПП Юрий Кузьмин. По его словам, в России не существует понятия интеллектуальной собственности

Уже в начале своего доклада Юрий Кузьмин отметил, что во всем мире существует такое понятие, как интеллектуальная собственность. В России же с 1 января 2008 г. действует 4 статья гражданского кодекса, которая называется «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Вся разница в том, что законы у нас пишут юристы, а не специалисты. И поэтому в отличие от всего мира, у нас не интеллектуальная собственность, а результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Поэтому, руководствуясь этим законодательством, необходимо переучиваться. Во всем мире существует понятие промышленная собственность – это интеллектуальная собственность, используемая в промышленности. Согласно новому законодательству (2008 г.) охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации являются: произведения литературы, науки, искусства - это так же регулируется законом об авторском праве. Также в перечень включены программы для ЭВМ, базы данных, исполнение фонограммы, сообщения в эфире и т.п. Это все так называемое авторское право. Произведения, в принципе, не могут проходить никакую экспертизу, потому что такую экспертизу невозможно провести, в отличие от средств индивидуализации, товарного знака. Следующим пластом 4 ст. гражданского кодекса является патентное право. Сюда относятся права на изобретения, разные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, технологии интегральных микросхем и т.п. И сюда же впервые введено понятие секреты производства ноу хау. Причем, часть этих объектов проходит государственную экспертизу. Секреты производства – такой объект, который владелец этого секрета сам хранит в тайне и недоступности от других лиц на своем предприятии, и использует его в конкурентной борьбе. Секреты производства ноу хау отличаются от произведения полезных моделей очень просто - во всем мире в законе о патенте говорится о том, что государство своими законами предоставляет охрану владельцам патента, но взамен этого требует такого раскрытия этого изобретателя в описании, чтобы любой специалист взял это описание или формулу и смог реализовать. А вот секрет производства - это объект, который не может быть доступен никому.

Следующий пласт, заложенный в гражданском кодексе, – средства индивидуализации. Сюда относятся фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест происхождения, и впервые введено такое понятие, как коммерческие обозначения. Хотя большинство не знает, что это такое, но законодательство это предусматривает. Фирменное наименование действовало у нас по закону фирменных наименований, до принятия четвертой части гражданского кодекса, еще с 1931 г. И беда в том, что регистрация этих фирменных наименований всегда происходила свободно. Т.о. можно одно и то же фирменное наименование зарегистрировать в нескольких налоговых инспекциях. Единого реестра фирменных наименований РФ не существует.

Следующий объект – товарный знак и знаки обслуживания. Товарный знак – средство, индивидуализирующее товар. Знак обслуживания – средство, индивидуализирующее услугу. Регистрация фирм и товарных знаков началась после введения в 1992 г. закона о товарных знаках. Началась полная регистрация товарных знаков, причем, как и в других государствах, товарные знаки регистрировались на все, даже товарные знаки зарубежных фирм, которые не были зарегистрированы. А когда иностранные фирмы выходили на наш рынок, им предъявлялись претензии с предложением купить свой же товарный знак за определенные деньги. Сейчас существуют определенные ограничения. Нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака какие-то обозначения, которые указывают на вид товара, на географическое положение производителя, нельзя использовать простые фигуры, написанные типографским шрифтом аббревиатуры без их расшифровки и т.п.

Следующий объект наименование мест происхождения товара. Угличская вода зарегистрирована в качестве наименования места происхождения товара, т.е. такая вода, состав которой находится в скважине в Угличе. Следующий объект - коммерческое обозначение. Формулировка коммерческого обозначения очень расплывчатая – это обозначение, которое путем применения стало известно на территории. Все эти фирменные наименования, товарный знак и коммерческое обозначение в 4 части ГК увязаны между собой, т.е. право на такое обозначение имеет тот, кто ранее получил право на одно из этих трех объектов

автор:
ogrishina

Новости партнеров: