Подписаться на обновления:

Эдвард Рагин

Государственная политика России в настоящее время направлена на стимулирование развития инноваций в стране. Однако систематическое и массовое внедрение инноваций для отечественной экономики – дело достаточно новое и малознакомое. Как достичь того, чтобы инновации осуществлялись на практике? Как добиться экономической рентабельности инноваций? Обо всем этом по просьбе нашей редакции рассуждает Эдвард Рагин, известный эксперт по внедрению инноваций.

Осмысленное управление инновационной деятельности начинается с формулировки цели управления. Надо дать себе ясный ответ на вопрос, какую именно инновационную идею мы хотим реализовать. Осознавая суть идеи, далее нам следует провести анализ той социально-экономической среды, в которой мы собираемся действовать. Следует оценить возможности и препятствия для нашей деятельности, свои сильные и слабые стороны, уровень возможной конкуренции, а также политические, социальные и экологические факторы, которые могут значительно повлиять на реализацию инновационного проекта. Этот этап, по сути, является важнейшим: ошибки на стадии анализа могут направить всю дальнейшую работу по внедрению инновации по неправильному, экономически неэффективному пути. Поэтому необходимо очень серьезно и внимательно относиться к данному этапу.

Проведя анализ ситуации, можно приступать собственно к планированию инновационной деятельности. Речь идет о создании бизнес-плана, выборе методов управления, определении источников финансирования и временных рамок выхода проекта на получение прибыли, разработке организационной и производственной структуре проекта, подборе кадров для проекта. После завершения планирования и получения финансирования можно переходить непосредственно к работе по воплощению инновационной идеи в жизнь. Успешная реализация созданного инновационного проекта требует соблюдения нескольких основных правил. В первую очередь, при принятии любых значимых решений надо помнить о потребителе продукта и учитывать, как те или иные наши действия скажутся на его готовности приобретать то, что мы ему предлагаем. Именно ориентация на потребителя, на удовлетворение его потребностей отличает инновацию от обычного изобретения. Большое значение имеет наша способность действовать быстро, обеспечить высокую скорость выведения инновации на рынок. Многочисленные маркетинговые исследования показывают, что доминирующую долю рынка обычно получают те компании, которые первыми вышли на рынок с инновационным продуктом и смогли быстро добиться популярности у потребителей. Как правило, от инновационного продукта компания получает половину совокупной прибыли в течение первых полутора лет после выхода на рынок – пока конкуренты не успели разработать продукты-имитаторы, появление которых в продаже заметно снижает прибыль инновации. Таким образом, любая задержка, любое промедление в продвижении на рынке – это удар по своему же карману и хороший шанс для конкурентов.

Для инноватора важно и выгодно внедрять так называемые многомерные инновации. Речь идет о внесении инноваций одновременно в несколько разных составляющих бизнеса, например, в конечный продукт и в систему дистрибуции этого продукта. Инновации подобного типа копировать гораздо сложнее, они приносят прибыль в течение более длительного времени, их внедрение обеспечивает устойчивые преимущества по отношению к конкурентам-подражателям. При реализации инновационного проекта следует постоянно искать возможности для новых, дополнительных инноваций. Речь идет не о небольших рационализаторских предложениях, а об идеях с большим потенциалом для развития бизнеса. Необходимо постоянно вести мониторинг информации в той сфере, в которой работает компания, а также поощрять выдвижение инновационных идей самими сотрудниками. Сейчас в обычной российской компании из-за отсутствия внутрикорпоративной инфраструктуры пропадает порядка 90% появившихся творческих идей. Поэтому в самой компании нужны процедуры поиска и отбора инновационных идей – тех из них, которые имеет смысл реализовать «прямо сейчас», использовать завтра, применить в перспективе.

Как давно известно, кадры решают всё. Поэтому успех инновационного проекта ключевым образом зависит от того, какие именно специалисты будут им заниматься. В России немало вузов, где до сих пор дают неплохое научно-техническое образование, однако у нас практически нигде не готовят специалистов, которые обладали бы специальными знаниями и навыками в сфере внедрения инноваций, управления проектами и коммерциализации научно-технических разработок. Получается, что в наших вузах учат изобретать, но не учат внедрять изобретения на практике и делать их экономически выгодным – вот почему многие отечественные изобретения и изобретатели в конечном счете оказываются за границей и приносят прибыль иностранным компаниям.

В современных российских условиях специалистов по внедрению инноваций приходится искать, что называется, в штучном порядке. Прежде всего, следует обращать внимание на людей, которые сочетают наличие хорошего технического или естественного образования с практическим опытом работы в бизнесе высоких технологий. Большим плюсом является зарубежный опыт работы, если она была связана с разработкой и внедрением инновационных продуктов. Отечественные специалисты, в настоящее время живущие и работающие за границей, - это очень важный ресурс для поиска квалифицированных людей. Немаловажным фактором для оценки людей является наличие у них дополнительного образования или MBA, полученных в хороших иностранных вузах.

Наконец, работа по реализации инноваций требует такой же тщательной заботы о клиенте, что и в других отраслях экономики, если даже не большей. Независимо от технологических достижений, только эффективная система привлечения и удержания клиентов обеспечит стабильную прибыльность инновационного бизнеса.

Эдвард Рагин

автор:
ilebedinskaya

Новости партнеров: