Подписаться на обновления:

Глобальная платформа

Каких-то шестьдесят лет назад, любой поклонник автомобиля на первый взгляд отличал одну машину от другой метров с двухсот. Более того, ford или dodge не перепутал бы с vw или toyota ни один человек с нормальным зрением. Каждый бренд делал свои машины, имел своих приверженцев и поклонников марки, занимал свою нишу на рынке и не особо заботился о конкуренции. Более того, каждый производитель конструировал свои машины сам, от первого наброска дизайнеров до последнего прикрученного на конвейере колеса, и потому машины были действительно разные. Однако, к добру ли, к худу – но эти времена прошли.

Само понятие «платформа» в мировом автопроме появилось в 70-х годах. По сути своей, «платформа» — это комбинация шасси, подвесок и силового агрегата. Считается, что первой до идеи использовать одну платформу для производства нескольких разных машин додумалась компания ford в 70-х годах. Единая заднеприводная платформа ford fox продержалась на конвейере целых 26 лет. Созданная для производства компактных машин ford fairmont и mercury zephyr образца 1978 года, она прекрасно подошла ford mustang, mercury capri, lincoln continental и так далее. В общем, компания, придумавшая конвейер, совершила еще один, не менее значимый прорыв – изобрела платформу.

Впрочем, если вдуматься, все новое – это хорошо забытое старое. На заре автопрома, когда машины были исключительно рамными, вполне нормальным явлением было то, что шасси разрабатывает автомобильная компания, а кузов для него – специальное «кузовное ателье». И потому на одной и той же раме с мотором и подвесками могло выпускаться ландолье, фаэетон, тарга, лимузин и так далее.

Однако, разумеется, действительно серьезных масштабов в области массового производства единые платформы впервые достигли в начале xxi века, когда они вышли за пределы отдельных брендов. Если первая фордовская платформа fox применялась только внутри компании, то их же платформа С1 стала воистину глобальной.
Эта платформа была разработана в начале 2000-ных в Германии под названием «c technologies program». В программе участвовали не только инженеры ford, но и специалисты mazda и volvo. (Считается, что фордовцы разрабатывали управление, вольвовцы – безопасность, маздовцы – силовые параметры платформы. Впрочем, это, скорее всего, маркетинговая легенда). Платформа изначально проектировалась как хорошо варьируемая по длине базы, что позволяло строить на ее основе машины разных классов. Однако передний и задний субфреймы (комплексы крепежных и силовых элементов), а также подвески, приводы, рулевое управление, тормозные системы и системы безопасности были общие для всех моделей.
На платформе С1 построили такие разные, на первый взгляд, машины, как:
2003-ford focus c-max
2004-mazda 3 (проект j48)
2004-volvo s40 (код p11)
2004-volvo v50 (код p12)
2005-ford focus
2006- спецпредложения mazda 5
2006-volvo c70 (код p15)
2007-volvo c30 (код p14)
2008-ford kuga
2008-volvo xc50

Дальше – больше. В 2009 году около трети всех выпущенных в мире автомобилей (порядка 18 миллионов штук) было построено всего на двух десятках основных платформ. Самой массовой платформой на прошлый год оказалась «тележка» от volkswagen с индексом pq35/46 (golf, audi a3, skoda octavia и т.д.) – более трех миллионов машин. В ближайшее время она будет усовершенствована в целях увеличения универсальности и получит название modular transverse toolkit — модульная платформа с поперечным расположением двигателя. Модельный ряд 2015 года будет строиться уже практически целиком на ней.

Вообще, по мнению аналитиков рынка, к 2015 году основные двадцать платформ займут до 40% рынка собираемых в мире автомобилей. Платформы покупают, обменивают, поглощают вместе с компаниями, приобретают путем слияния… В общем, при растущем числе моделей количество платформ сокращается. Вполне нормально, что fiat продает модели chrysler под брендом alfa romeo, что hyundai solaris и kia rio – это один и тот же автомобиль, что mitsubishi outlander xl и peugeot 4007 отличаются только шильдиками бренда, что mazda bt-50 и ford ranger разнятся ценой, но не начинкой, что renault clio, nissan note и dacia logan имеют одну платформу x85, что даже toyota и subaru будут продавать одну машину на двоих… В общем, мы стремительно движемся в будущее, где нет разницы, какой бренд покупать – отличия чисто дизайнерские и маркетинговые, внутри все одинаково.

Единые платформы дают большое преимущество производителям – экономятся астрономические деньги на разработке новых моделей. Имея готовый набор из нескольких платформ, они могут сосредоточиться на дизайне кузова и отделке интерьера, что позволяет обновлять модельный ряд хоть каждый год.

А покупатель и не подозревает, что его премиум-седан за два миллиона имеет ровно ту же техническую начинку, что и дешевый семейный микровэн, который стоит втрое меньше…

Текст: Павел Иевлев

cartimes.ru

автор:
ogrishina

Новости партнеров: