Подписаться на обновления:

Сотрудничеству России и Евросоюза мешает излишняя политизированность

{mosimage}
Динамичному развитию
сотрудничества России и ЕС мешает излишняя политизированность подходов наших
партнеров к вопросам экономической интеграции и недальновидность некоторых
стран - новых членов Евросоюза, стремящихся внести в повестку дня будущего
договора Россия-Евросоюз  свои
собственные проблемы текущего характера. 

Об этом говорится в докладе директора департамента внешнеэкономических
отношений Минэкономразвития Сергея Чернышева, размещенном на
сайте МЭРТ. По его мнению, ограничения допустимы лишь в ряде случаев, в
первую очередь связанных с защитой национальной безопасности. При этом
главными принципами должны быть транспарентность, предсказуемость и
отсутствие дискриминации.

Голос России 

 

{mosimage}Тезисы выступления директора департамента внешнеэкономических отношений Минэкономразвития России С.В. Чернышева на круглом столе "Россия-Евросоюз: не только нефть и газ"                                        (Пермь, 28.04.2008).

Характерные для последних
месяцев неустойчивость на финансовых рынках, растущая вероятность рецессии
американской экономики, инфляционные процессы, резкий рост цен на сырье и
продукты питания сочетаются с высоким  экономическим
ростом развивающихся стран. Проблемы конкурентоспособности экономик отдельных
стран и регионов  в таких условиях  приобретают особое значение. 

Понятны интересы стран
Европы,  ожидающих обострения
конкурентной борьбы с новыми развивающимися экономикам Индии, Китая, Бразилии,
стран Юго-Восточной Азии.  Вопрос
конкурентоспособности  национальной
экономики, ее ориентация на развитие инновационных, наукоемких секторов  в условиях глобализации актуален и для
современной России.

От реакции на внешние «раздражители» к активной политике

В течение более чем
пятнадцати лет внешнеэкономическая политика России в значительной степени имела
формат реакции на внешние «раздражители». Удалось сформировать основанный на
нормах и правилах международной торговли инструментарий государственного
регулирования доступа на российский рынок и вплотную приблизиться к членству в
ВТО, которое позволит нам более эффективно устранять ограничительные меры в
отношении российских товаров и услуг на внешних рынках. Теперь наступил период
формирования на базе наших интересов основных направлений взаимодействия со
странами-партнерами, разработки и последующей реализации индивидуальных планов
действий по их выполнению. Разумеется, в первую очередь следует провести такую
работу с нашими ключевыми торговыми и инвестиционными партнерами, каким
является Евросоюз. Предстоит саммит Россия-ЕС в Ханты-Мансийске, где, как мы
надеемся, будет дан старт переговорами по новому соглашению с ЕС о партнерстве.
Поэтому наш международный круглый стол и характер развернувшейся на нем
дискуссии имеет важное практическое значение. 
 

Задачи ЕС и России

Достижение и поддержание
высокого уровня   конкурентоспособности
экономик с использованием инновационной составляющей определены как главные
цели Лиссабонской  стратегии Евросоюза и Концепции социально-экономического развития Российской
Федерации до 2020 года.  Однако,  имея сходные  цели в стратегиях развития, Россия и Евросоюз во
взаимных отношениях решают разные задачи.

 ЕС стремится приспособить наш рынок к себе,
сделать его комфортным для европейских экономических операторов, ставящих
своими целями, главным образом, насыщение российского рынка своими промышленными
товарами и получение беспрепятственного доступа к нашим сырьевым ресурсам и
транспортной инфраструктуре.

Россия,
со своей стороны, через интеграционные процессы должна решать задачи построения
инновационно-инвестиционной модели национальной экономики, создания
конкурентоспособной промышленной базы, постепенного преодоления сырьевой
направленности экспорта.

Евросоюз - крупнейший
торговый партнер Российской Федерации, на долю которого приходится  более 51,5 % (56,1 % экспорта и 43,4 %
импорта) российского внешнеторгового товарооборота. Страны-члены
ЕС являются основным источником поступления технологий, ноу-хау и инвестиций
для России (источником 85,1% накопленных в России прямых иностранных инвестиций
являются страны Евросоюза).

Вместе с тем, при
общих  стабильных за последние три года
темпах роста экспорта российского промышленного оборудования с высокой
добавленной стоимостью (группы ТН ВЭД с 84 по 90), его экспорт в страны ЕС
застыл на одном уровне, в результате доля Евросоюза  в российском экспорте этих товаров снизилась с
23,4% в 2001 г.
до 15,2 % в 2007 г.
Для сравнения - доля поставок в  Китай упала
с 20,1% до 5,8%; Индии выросла с 5,3 % до 8,4%. Очень заметно возросла доля
стран СНГ - с 28,5% до 48,2%. Таким образом, зависимость России от экспорта
углеводородов только увеличилась. Российские промышленные товары
конкурентоспособны из числа крупных партнеров лишь на рынках СНГ и Индии.

 Зачем
новый формат взаимодействия?

 Торгово-экономическое сотрудничество России с ЕС развивается
на достаточно либеральной договорной базе. СПС во многом воспроизводит
соответствующие положения ВТО. Однако возможности и инструменты СПС
используются сторонами явно недостаточно, более того, реальное взаимодействие
осуществляется в основном по другим каналам.

Принятая на Римском
саммите Россия-ЕС в 2003 г.
Концепция Общего  экономического
пространства в стратегической перспективе предусматривает создание интегрированного
рынка Россия - ЕС, в рамках которого будут реализованы четыре «свободы»:
торговли товарами и услугами, движения капиталов и рабочей силы. Эта задача
конкретизирована в «Дорожной карте» Общего
экономического пространства (ДК ОЭП), принятой на Московском саммите Россия-ЕС
в 2005 г.
Для реализации целей и задач ДК ОЭП стороны в
2005 - 2007 гг. учредили Диалоги в области транспорта (1),
охраны прав интеллектуальной собственности (2), телекоммуникаций и
информационного общества (3), промышленной политики (4), технического
регулирования и
стандартизации (5), сельского хозяйства (6), государственных закупок (7), макроэкономики
и финансовой политики (8), экологии (9), регионального сотрудничества (10),
инвестиционной политики (11), космоса (12), также был создан механизм раннего
предупреждения об изменениях в режиме торговли (13). Сотрудничество в
энергетической сфере осуществляется в рамках Энергодиалога, созданного еще в 2000 г., для взаимодействия
таможенных структур активно используется соответствующий подкомитет Комитета
сотрудничества Россия-ЕС.  

 Сформированные в рамках ДК ОЭП  отраслевые диалоги нацелены на усиление
сотрудничества в приоритетных для сторон областях, гармонизацию законодательной
базы и систем регулирования, а также упрощение административных и таможенных
процедур.

В
существующем виде Диалоги не являются инструментом для выработки политических
решений. Экспертные встречи в рамках отраслевых диалогов проходят в
формате  обмена информацией, уточнения
позиций сторон, принятия рекомендаций.

Необходимо
модернизировать механизм сотрудничества, что должно найти свое отражение в
новом соглашении о партнерстве..

До формирования новой договорной базы стороны
по-прежнему должны придерживаться прагматического курса, направленного на
решение, шаг за шагом, отдельных конкретных и важных проблем в секторах,
упомянутых в ДК ОЭП. В частности, могут быть достигнуты положительные
результаты в вопросах, касающихся упрощения административных и таможенных
процедур, гармонизации стандартов и правил сертификации, сближения
законодательства в других областях, оказывающих влияние на
конкурентоспособность экономик России и ЕС (например, в сферах научных
исследований и разработок, космоса, охраны окружающей среды и др.).

Взгляд на точки соприкосновения

Возможности
экономического партнерства России и ЕС лежат, прежде всего, в областях,  где интересы сторон схожи. Это развитие
инфраструктурных систем (транспортной, энергетической, телекоммуникационной),
научно-техническое сотрудничество. Укрепление кооперации в этих сферах будет  способствовать улучшению и оздоровлению
рамочных условий других видов экономической деятельности.

Мы, кроме того,  видим свои естественные конкурентные
преимущества в следующих областях:

- глубокая
переработка всех видов сырья (нефтепереработка, газохимия, металлургия, древесина,
текстиль(в том числе спецодежда) для собственных потребностей и снабжения мировой промышленности;

- аэрокосмическая
промышленность и судостроение;

- некоторые отрасли
машиностроения (энергетическое и транспортное машиностроение, нефтегазовое и
горно-металлургическое оборудование);

- развитие ряда
новых  наукоемких  производств, связанных с нанотехнологиями,
биотехнологиями, электроникой и информационными технологиями;

- транзитные услуги в
рамках транспортных коридоров Запад-Восток и Север-Юг;

- промышленные услуги в
энергетическом секторе.

Отраслевая
структура европейских инвестиций в российскую экономику позволяет выделить
наиболее привлекательные для ЕС сектора. Это добыча сырья, электроэнергетика, обрабатывающая
промышленность, операции с недвижимостью, оптовая и розничная торговля, пищевая
промышленность, телекоммуникации, транспортная отрасль.

Вложение финансовых,
технологических ресурсов, применение современных методов управления для
модернизации производства в России позволяет получить высокую отдачу  для европейских инвесторов. Россия получает в
обмен современные эффективно действующие предприятия, решая внутренние задачи
по формированию новой модели экономики.

По такой схеме происходит
взаимодействие в  энергетическом и
транспортном машиностроении,  в сфере телекоммуникаций,
автомобильной промышленности, транспортной инфраструктуры, внедрении современных
технологий  защиты окружающей среды.

Одним из  примеров мотивированного и    взаимовыгодного сотрудничества России и
Евросоюза является  повышение энергоэффективности
экономик России и ЕС. Евросоюз объективно заинтересован в снижении
энергоемкости нашей экономики - поскольку за счет   высвобожденных углеводородных ресурсов могут
быть компенсированы возрастающие потребности Европы. В условиях крайне
медленного роста добычи нефти и газа, интерес России к  снижению энергозатратности национальной
экономики очевиден.

Россия и Евросоюз
договорились начать  работу по реализации
мероприятий Совместной инициативы по энергоэффективности Россия-ЕС, включающей
в себя проекты:

-  по сближению законодательства и
нормативно-правовой базы в области энергоэффективности, теплоснабжению и возобновляемым
источникам энергии;

-       
по
сотрудничеству на региональном уровне, укреплению программ партнерства между
центрами энергоэффективности на местном и региональном уровнях в России и ЕС;

-       
по
сотрудничеству в привлечении инвестиций в проекты энергоэффективности,

-       
по
содействию использования механизмов Киотского протокола для повышения уровня
энергоэффективности,

-       
по
содействию обмену информацией и развитию пилотных проектов по возобновляемой
энергетике и энергоэффективности,

-       
по
утилизации попутного нефтяного газа.

Следует отметить, что
проекты по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии используют
последние научные разработки в энергетическом машиностроении и с полным правом
могут быть отнесены к высокотехнологичным.

Россия и ЕС разворачивают
сотрудничество в научной сфере. В перспективе Россия может получить статус
ассоциированного члена VII рамочной программы ЕС по исследованиям и технологическому
развитию  (РП-7).
Это даст возможность развернуть совместные проекты в научной и технологической
сферах по актуальной для России и ЕС тематике.

Можно заметить, что
российские и европейские  подходы к
сотрудничеству, в том числе и в высокотехнологичных отраслях, весьма
прагматичны. При отсутствии экономической выгоды совместные проекты  невозможны.

Таким образом, на фоне
обострения борьбы на глобальном рынке объективно возрастает взаимная
потребность России и ЕС в повышении конкурентоспособности экономик на основе прагматичного
и эффективного использования конкурентных преимуществ друг друга и структурной
взаимодополняемости хозяйств.

Вместе с тем, динамичному
развитию сотрудничества России и ЕС мешает излишняя политизированность подходов
наших партнеров к вопросам экономической интеграции и недальновидность некоторых
стран - новых членов Евросоюза, стремящихся внести в повестку дня будущего
договора Россия-Евросоюз  свои
собственные проблемы текущего характера.

Интеграционные процессы имеют и свои ограничители,
прежде всего, в сфере защиты национальных интересов и стратегических отраслей
экономики. Это общемировой вектор. Как в Российской Федерации, так и в
странах ЕС в стадии разработки или обсуждения находятся законы, направленные на
усиление контроля за осуществлением иностранных инвестиций. Мы признаем, что суверенным
правом любого государства является выбор цели своего экономического развития и
механизмов их достижения, однако
такие механизмы не должны применяться в ущерб международным обязательствам
сторон. Ограничения должны приниматься в узком ряде случаев, в первую очередь
связанных с защитой национальной безопасности. При этом главными принципами
проводимой политики должны быть транспарентность, предсказуемость и отсутствие
дискриминации.

 

автор:
Гость

Новости партнеров: