Подписаться на обновления:

Причины и способы использования подконтрольных иностранных компаний российскими предпринимателями при ведении ВЭД

{mosimage}Шевцив Олег Степанович

Директор Департамента типовых юридических процедур

Северо-Западный Юридический Центр, http://www.urcentr.ru/

С момента снятия «железного занавеса» и перехода России к рыночной
экономике, российский бизнес получил возможность осуществлять, в том числе, и
внешнеэкономическую деятельность, которая в условиях централизованной экономики
была монополизирована государством. Хозяйствующие субъекты теперь могут
самостоятельно выбирать себе иностранных контрагентов и согласовывать с ними
условия сделок. Государство в этом вопросе предоставило предпринимателям
довольно широкую свободу действий. Но, вместе с тем, заключая договоры с иностранными
партнерами и приобретая права и обязанности по гражданско-правовым договорам,
российские участники ВЭД попадают в сферу действия валютного, таможенного,
налогового и иного законодательства, имеющего административно-правовой
характер,  которое возлагает на
российских предпринимателей дополнительные обязанности в императивной форме.

Ранее такое положение вещей считалось неизбежной дополнительной нагрузкой на
бизнес и участники ВЭД мирились с такими требованиями. Все изменилось с
либерализацией валютного законодательства, нормы которого предоставили право
российским резидентам без ограничений приобретать акции и доли в уставных
капиталах иностранных компаний. Это дало возможность россиянам некоторые
хозяйственные операции,  вывести из-под
юрисдикции Российской Федерации. Делалось это следующим образом: российские
резиденты создавали за рубежом компанию с правами юридического лица, от имени
которой и заключались сделки с иностранным контрагентом. Необходимо отметить,
что практика учреждения (либо покупки существующей) иностранной организации
россиянами получила довольно широкое распространение. Основные причины этого
явления мы и попытаемся выявить и проанализировать в рамках данной статьи.

     Первую причину мы уже затронули во вступительной части данной статьи.
Это желание предпринимателей выйти
из-под юрисдикции Российской Федерации. Не секрет, что, хотя формально
налоговая и иная административная нагрузка на российский бизнес не столь велика
(если сравнивать, например, с экономически развитыми странами Европы), но сами
методы и способы администрирования далеки от совершенства. Косвенным
доказательством данного тезиса являются положения статьи Председателя
Правительства РФ Путина В.В. опубликованной в газете «Ведомости» от 30.01.12 г.:
«Главный источник создания новых производств, новых рабочих мест — частные
инвестиции. Здесь ситуация далека от радужной. Мы проигрываем
странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности. Мы имеем значительный отток капитала из России.»
и далее: «….Мы проигрываем в конкуренции юрисдикций — работающий в России
бизнес часто предпочитает регистрировать собственность и сделки за границей. И
дело не в налоговом режиме — он у нас в целом конкурентоспособный — и
не в отсутствии законодательства, отвечающего современным требованиям (его
надо, конечно, совершенствовать, оно еще недостаточно гибко и не предоставляет
всего набора инструментов для бизнеса). Главная проблема — недостаток
прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства,
от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если
называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции». (1)

Второй аспект, который влияет на решение российских предпринимателей
о создании бизнес-структур за границей РФ – это возможность их использования
для целей налогового планирования и
оптимизации налогообложения, а так же снижения таможенных и иных
обязательных платежей в бюджет. Сразу оговоримся, что под налоговым планированием
мы понимаем  исключительно законные
средства снижения налоговой нагрузки на бизнес. Такие возможности предоставлены
налогоплательщикам действующим налоговым законодательством и широко
используются. В рамках данной статьи нет возможности рассмотреть конкретные
способы и методы такой деятельности, рассмотрению этого вопроса мы посвятим
следующие публикации.

Из анализа нашей практики была
выявлена следующая причина, по которой российские предприниматели приобретают
иностранные компании: желание сохранить конфиденциальность
информации о реальных зарубежных контрагентах и о коммерческих
договоренностях с ними. Ни для кого не секрет, что конкурентная борьба зачастую
ведется не совсем законными и часто аморальными способами. Известны случаи,
когда конкуренты выходили напрямую на иностранных партнеров российских
бизнесменов с предложениями более выгодными, чем установленные действующими
контрактами.  А контакты зарубежных
предприятий и условия контрактов получались из документов, которые в
обязательном порядке предоставляются участниками ВЭД гос. органам (таможенным,
налоговым) либо банкам при оформлении паспортов сделок. Подобные ситуации и
вынуждают российских предпринимателей заключать договоры сначала на
подконтрольную зарубежную компанию, а потом уже от нее совершать сделку с
российским предприятием. При таком оформлении сделки информация о реальном
зарубежном партнере и достигнутым с ним договоренностям остается
конфиденциальной.

Осуществляя ВЭД через подконтрольные иностранные компании, российские
предприниматели скапливают определенные денежные суммы (часто довольно
значительные) на счетах этих компаний в зарубежных банках.  Далее эти средства используются владельцами
компаний по своему усмотрению, но чаще всего опять вкладываются в оборот и
инвестируются в российскую экономику. Но уже под правовым режимом иностранных
инвестиций. Этот правовой режим зачастую более комфортный, чем для российских инвесторов,
хотя в российском законодательстве существуют и определенные ограничения для
иностранных инвесторов. Например, ст. 2
Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О порядке
осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие
стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности
государства"
гласит: «Иностранные государства, международные
организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе
созданные на территории Российской Федерации, не вправе совершать сделки,
влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими
стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности
государства», существуют ограничения и в иных сферах предпринимательской
деятельности (при учреждении СМИ, при пассажирских перевозках по территории РФ
и др.). Но вместе с тем  ст. 5,
Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об
иностранных инвестициях в Российской Федерации"
устанавливает
общее правило, что иностранному инвестору на территории Российской Федерации
предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая
обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
международными договорами Российской Федерации. Иностранный инвестор имеет
право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий
(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или
должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации. Необходимо отметить, что положения данной статьи
соблюдаются намного более тщательно, чем аналогичные гарантии для российских
предпринимателей. Российская Федерация, как и большинство иных государств,
заинтересована в притоке иностранного капитала в страну, о чем неоднократно
заявляли высшие должностные лица и без крайней необходимости государственные
органы стараются не  создавать
препятствий иностранным инвесторам. Тем более что иностранцы для защиты своих
прав всегда могут обратиться в иностранные и международные суды, что не всегда
возможно для российских предпринимателей. Косвенным подтверждением данного
тезиса являются данные по величине иностранных инвестиций в РФ за 2010 год
(более поздних данных не удалось найти). Итак, по итогам 2010 года главным инвестором
в РФ является Республика Кипр. На втором месте Нидерланды (известная налоговая
гавань для проходящих через эту юрисдикцию дивидендов, роялти, процентов по
займам), далее следуют Британские Виргинские Острова, Великобритания,
Люксембург и т.д. Все перечисленные страны (а точнее компании, создаваемые в
этих странах) так или иначе используются при международном налоговом
планировании. Так что, скорее всего, главными иностранными инвесторами в РФ
являются сами российские предприниматели, использующие при ведении бизнеса
подконтрольные иностранные компании.

В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день, создание
подконтрольных иностранных компаний и ведение предпринимательской (в том числе
внешнеэкономической) деятельности с их помощью является довольно
распространенным явлением. Подобная деятельность позволяет более гибко
использовать преимущества налогового, гражданского, процессуального
законодательства иностранных государств и получать определенные дополнительные
выгоды от бизнеса, оставаясь при этом в правовом поле и не нарушая нормы
внутреннего и международного права.

  

(1)    
http://www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah

 

автор:
Гость

Новости партнеров: