Подписаться на обновления:

Концепция ежегодного Доклада Российской Ассоциации содействия ООН (РАС ООН): «Внешнеэкономические связи России и цели развития ООН – 2008»

{mosimage}Концепция ежегодного
Доклада Российской Ассоциации содействия ООН (РАС ООН): «Внешнеэкономические
связи России и цели развития ООН - 2008». По материалам о развитии
внешнеэкономической деятельности субъектов РФ, корпораций и предприятий России.

 

Основные положения

Национальные
доклады и ЦРТ

Мировые лидеры взяли на себя обязательства по достижению Целей
в области развития Декларации тысячелетия, включающих общую цель сокращения
уровня бедности вдвое к 2015 году.

Несмотря на то, что прошло почти 8 лет с момента принятия
целей развития тысячелетия, один миллиард людей сегодня все еще живет на менее
чем 1 доллар в день, каждый год шесть миллионов детей не доживают до своего
пятилетия из-за недостатка пищи, менее половины детей посещают начальную школу
и менее 20 процентов ходят в среднюю школу в бедных странах.

Для того, чтобы выполнить свои обязательства, страны могут
приспосабливать кратко-, средне- и долго- срочные цели и инструменты ЦРТ к
своим специфическим условиям.

Поэтому национальная интерпретация ЦРТ может и должна отличаться
от глобальных формулировок. Страны, как правило, или придерживаются глобальной
повестки дня, принимая первоначальные формулировки ЦРТ, или по-разному подходят
к целям и задачам, добавляя новые и не рассматривая некоторые другие.

Доклады на уровне стран о ходе работы по достижению целей в
области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия - дают
представление о прогрессе в достижении этих целей. Они являются уникальными
источниками опорных данных для анализа тенденций, оценки достижений и выявления
трудностей и препятствий.

ЦРТ и регионы России

Программа ООН Цели развития
тысячелетия (ЦРТ) - важнейший  глобальный
инструмент мониторинга социального развития стран. Однако этот инструмент может
быть эффективно использован только в том случае, если учитывать специфику
отдельных стран, а в такой большой и неоднородной стране как Россия, только
изучая специфику отдельных регионов.

Анализ социально-экономического
развития регионов проводится через призму индикаторов ЦРТ адаптированных для
России. В Докладе ПРООН 2006/2007 «Регионы России: цели, проблемы, достижения»
основные направления участия в глобальном сотрудничестве (ЦРТ8),
отвечающем российским национальным интересам, определены следующее:

 - содействовать созданию благоприятных условий
для устранения внутренних препятствий для развития человеческого потенциала и
достижения в стране ЦРТ;

- оказывать приоритетное
содействие решению глобальных проблем, национальные проявления которых являются
наиболее чувствительными и болезненными для России;

- постепенно наращивать вклад
России в международные программы помощи развитию в качестве государства-донора.

Основная цель популяризации идей
ООН в России - способствовать созданию институциональных основ рыночной
экономики и переходу к устойчивому социальному развитию на благо всех слоев
населения.

ЦРТ в условиях глобальной конкуренции

Так уж
сложилось, что передовые страны, задают траекторию развития мировой экономики.
Находясь на «передовой» научно-технического прогресса и формируя
воспроизводственные контуры новых технологических укладов, они играют роль
«локомотивов» глобального экономического развития, используя в то же время
связанные с этим преимущества.

Остальные
страны вынуждены имитировать достижения мировых лидеров или пользоваться
достигнутыми ими результатами, отдавая взамен свои природные ресурсы или
дешевый труд. Обмен этот носит неэквивалентный характер - передовые страны
реализуют свое технологическое превосходство, навязывая остальному миру удобные
и выгодные им правила международного экономического сотрудничества и присваивая
интеллектуальную ренту в глобальном масштабе.

Возникает
исторический парадокс - технологические прорывы «локомотивов» становятся
угрозой устойчивого развития человечества. Ускорение технологического и
экономического обмена между регионами - основной путь к устойчивому развитию.

Одно из положений Монтеррейского консенсуса
предусматривает «пропаганду роли
региональных комиссий и региональных банков развития в деле поддержки проведения
странами на региональном уровне диалога по вопросам политики в области
макроэкономики, финансов, торговли и развития». (A/CONF.198/11,пункт
64).

В соответствии с Монтеррейским документом к ключевым целям
в этой конкретной области относятся «создание необходимых внутренних условий для
мобилизации национальных сбережений, как государственных, так и частных, поддержания
достаточного уровня производительных инвестиций и развития человеческого
потенциала».

Данный Доклад станет важным звеном в формировании экономической политики
регионов России в контексте ЦРТ. 

Иной подход к развитию 

Цели
развития нового тысячелетия относятся к прогрессу в следующих восьми областях:
бедность и голод; начальное образование; равенство женщин; детская смертность;
здоровье матерей; болезни; окружающая среда; а также всемирное сотрудничество
по проблемам развития. Большинство целей призывают добиться существенного
улучшения к 2015 г.
по сравнению с уровнем 1990 г.

Многие
развивающиеся страны занимаются модификацией своих программ и стратегий
развития в соответствии с Целями тысячелетия. Большинство стран включились в
подготовку региональных или субрегионых Докладов, измеряющих достижения в
выполнении этих Целей.

ООН
отмечает, что если прежде такие доклады готовили узкие группы, то теперь речь
идет о процессе, в котором правительства вовлечены в общенациональные дебаты и воспринимают
Цели тысячелетия в качестве общенациональных приоритетов. Результатом этого
процесса стало постепенное сближение политических решений и усилий по
планированию на национальном уровне с четким сводом ориентиров в области
развития.

Для
 ООН  Доклады становятся основным механизмом
«обратной связи» и мониторинга достижения ЦРТ в регионах.

Основные направления ЦРТ-8

  1. Продолжить
    создание открытой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной
    торговой и финансовой системы. Здесь предусматривается приверженность
    целям в области благого управления, развития и борьбы с нищетой - как на
    национальном, так и на международном уровне.

  2. Удовлетворять
    особые потребности наименее развитых стран. В том числе: освобождение
    экспортных товаров из наименее развитых стран от тарифов и квот;
    расширенная программа облегчения долгового бремени бедных стран с крупной
    задолженностью и списание официального двустороннего долга; оказание более
    щедрой ОПР странам, взявшим курс на уменьшение нищеты.

  3. Удовлетворять
    особые потребности стран, не имеющих выхода к морю, и малых островных
    развивающихся государств.

  4. Комплексным
    образом решить проблемы задолженности развивающихся стран с помощью
    национальных и международных мер, чтобы уровень задолженности был
    приемлемым в долгосрочном плане.

  5. В
    сотрудничестве с развивающимися странами разрабатывать и осуществлять
    стратегии, позволяющие молодым людям найти достойную и продуктивную работу.

  6. В
    сотрудничестве с фармацевтическими компаниями обеспечивать доступность
    недорогих лекарств.

  7. В
    сотрудничестве с частным сектором принимать меры к тому, чтобы все могли
    пользоваться благами новых технологий, особенно информационно-коммуникационных.

Российские регионы в формате ЦРТ-8

В настоящем Докладе за основу берутся обязанности России
по 8-й Цели - Развитие глобального партнерства в целях развития решение
проблем, связанных с торговлей и оказанием помощи. Прогресс в реализации этой
цели, так же, как и в первых семи, неоднородный. ЦРТ-8 - наиболее широко
трактуемая цель.

Российская Федерация сейчас снова начинает занимать
позиции страны-донора, предоставляющей значительные объемы ОПР и технической
помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой.

Несмотря на вышесказанное, в национальных докладах ЦРТ-8
рассматривается скорее с позиций получателей помощи развитию или  доноров. В азербайджанском и молдавском докладах в качестве приоритета
выделено сокращение безработицы среди молодежи.

В молдавском докладе
в число задач в рамках ЦРТ-8 включено увеличение доступа к необходимым
лекарствам. В ряде из этих докладов в контексте ЦРТ-8 подчеркивается роль
телекоммуникаций, особенно с точки зрения преодоления цифрового разрыва между
городскими и сельскими районами.

Такое разночтение ЦРТ-8 ставит перед настоящим Докладом,
наряду с основными целями, задачу определения индикаторов ЦРТ-8.

Индикаторы ЦРТ в
региональном контексте

Восприятие повестки дня ЦРТ как национальной, предоставляет
участникам процесса развития в каждой стране возможность самостоятельной
формулировки проблем. Это может облегчить достижение целей, поскольку
использование индикаторов, разработанных для своей страны и соответствующих
местным статистическим традициям, способствует своевременному и эффективному
сбору данных.

Однако использование специфичных для каждой страны или субъекта
РФ задач и индикаторов ЦРТ, различное применение национальных и региональных
данных и разный выбор базовых показателей и года отсчета, затрудняет оценку
национального прогресса относительно глобальных целей, и, по существу, делает
сравнения между странами и регионами бессмысленными.

В своем крайнем проявлении, национальный подход может
привести к исключению из рассмотрения тех сфер, которые являются центральными в
глобальной повестке дня развития.

Тем не менее, ПРООН считает, что, с учетом всего
вышеизложенного, адаптация ЦРТ к национальным обстоятельствам предпочтительнее,
чем механистическое применение глобальных целей, которые слишком часто могут
вести в неправильном направлении или быть неуместными. Этот национальный подход
работает лучше всего, когда цели и индикаторы:

  1. Определяются,
    реализуются и проверяются при широком участии соответствующих национальных
    заинтересованных сторон (включая представителей уязвимых групп).

  2. Согласованы
    с другими ключевыми национальными стратегиями развития (например, со
    стратегией сокращения бедности или программами интеграции), которые в свою
    очередь, получают поддержку ключевых доноров и внешних партнеров.

Актуальность Доклада для экономики регионов России

В регулировании
внешнеэкономической деятельности важнейшей задачей является повышение
конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Это особенно актуально
сегодня, когда начавшееся оживление экономики необходимо перевести в режим
устойчивого экономического развития. Это предполагает формирование
соответствующих макроэкономических условий, обеспечивающих расширение
производственной деятельности и инвестиций в развитие производства.

Сегодня темпы роста российской
экономики являются одними из самых высоких в мире, однако при этом страна
сталкивается с серьезными проблемами, связанными с неравным распределением
результатов экономического роста среди населения и резкой дифференциацией в
развитии регионов.

На фоне
структурной перестройки мировой экономики, разворачивающейся на основе новых
технологий, в технологической структуре российской экономики пока наблюдается
серьезное отставание, продолжает сужаться потенциал роста современного и нового
технологических укладов, экономика теряет способность к самостоятельному
воспроизводству.

Работа по подготовке Доклада
направлена на содействие российским регионам в активизации сохранившегося
научно-технологического потенциала, проведении структурной перестройки  экономики на передовой технологической
основе, повышению ее конкурентоспособности в условиях нарастающей глобальной
конкуренции в контексте ЦРТ.

Эти обстоятельства определили
цели и задачи Доклада.

Цели

Адаптация глобальной повестки дня ЦРТ к проблемам развития
субъектов РФ: Цели, Задачи, Индикаторы.

  1. Определение
    соответствующей связи между глобальными целями, национальными приоритетами
    и задачами субъекта РФ в развитии ВЭД.

  2. Выявление
    механизмов воздействия развития ВЭД субъектов РФ на реализацию ЦРТ субъектами
    РФ и России в целом.

  3. Разработка
    методологии использования индикаторов ЦРТ для организации и управления ВЭД
    субъектами РФ и России в целом.

  4. Экспертиза
    и подготовке предложений по совершенствованию индикаторов ЦРТ в развитии
    ВЭД регионов и государств.

  5. Выявление
    факторов, отрицательно влияющих на стратегии развития и роста; экономическую
    интеграцию и торговлю, управление финансами и устойчивый рост в субъектах
    РФ и России в целом.

Задачи

1.     
Провести анализа программ и проектов, а так же мониторинг
реальных процессов развития  ВЭД
субъектов РФ в контексте ЦРТ.

2.     
Определить значение и характер воздействия развития внешнеэкономической
деятельности субъектов РФ на достижение целей ЦРТ, на основе базовых индикаторов
человеческого развития, принятых в Декларации целей развития тысячелетия.

  1. Провести анализ структуры импортно-экспортного
    потенциала субъектов РФ.
  2. На основании анализа подготовить рекомендации:

а) по оптимизации
производственно-технологических систем, расширению и диверсификации экспортно-импортных
потоков товаров и услуг в субъектах РФ.

б) по включению предприятий
субъектов РФ в пул предприятий для подготовки к участию в тендерах ООН;

в) по конкретным предприятиям,
для разработки корпоративных программ по развитию экспорта товаров и услуг. 

5.     
Провести анализ индикаторов человеческого развития в
контексте специфики развития внешнеэкономических связей в субъектах РФ. При
необходимости разработать новых индикаторы с предложением их использования в
системе ООН.

6.     
Провести анализ характера инвестиций в развитие базовых
экономических и социальных инфраструктур субъектов РФ с позиции защиты
национальный интересов и в отношении индикаторов  ЦРТ.

7.     
Провести анализ влияния различных аспектов иностранных
инвестиций на рост, макроэкономическую стабильность, платежный баланс и т.д., субъектов
РФ; разработать рекомендации по стратегии управления притоком капитала,
обеспечивающей четкий баланс между потребностями роста и различными рисками.

8.     
Провести анализ влияния 
качества управления в сфере государственных и частных финансов на
достижение ЦРТ. Подготовить рекомендации.

9.     
Разработать предложения по созданию эффективной и
действенной системы мобилизации региональных ресурсов и управления ими при
одновременном обеспечении бюджетной устойчивости.

10.  Повысить
осведомленность общественности и стимулировать научные изыскания и дискуссию о
практических мерах по решению современных задач развития на территориях
субъектов РФ в логике ЦРТ.

11.  Активизировать
политическую волю широкого круга сторонников в целях ускорения прогресса в деле
достижения ЦРТ.

12.  Содействовать
налаживанию взаимоотношений между партнерами в разных странах и внутри каждой
страны во взаимодействии с национальными правительствами, гражданским
обществом, частным сектором, международными финансовыми учреждениями и другими
партнерами по деятельности в целях развития.

Структура Доклада

Доклад содержит краткий обзор внешнеэкономических связей
России и подробные сведения о ВЭД каждого субъекта РФ участвующего в создании
Доклада, систематизированные и обобщенные данные о динамике, структуре и
географическом распределении наиболее важных форм международных экономических
отношений субъектов РФ.

Исследование охватывает период в один год.

Раздел по каждому субъекту РФ содержит в себе:

  1. Краткое
    изложение программы развития ВЭД на текущий год и механизмов ее реализации.
  2. Краткое
    изложение выполнения программы развития ВЭД по итогам года.
  3. Презентацию
    основных участников ВЭД субъекта РФ
  4. Анализа
    значимости регионального измерения для их достижения ЦРТ.
  5. Результаты
    анализа текущего и потенциального уровня достижения ЦРТ в каждом субъекте
    РФ.

В Заключении анализируются связи между деятельностью субъекта
РФ  и рядом основных согласованных на
международном уровне целей, включая ЦРТ: сокращение масштабов нищеты, устойчивое
развитие, торговля и ИКТ в целях развития.

Порядок работы над Докладом

  1. Заключение
    договоров между Международным институтом проблем устойчивого развития (IISDP) - уполномоченной организацией РАС ООН и
    субъектом РФ на мониторинг и подготовку материалов для издания Доклада. Утверждение
    Регламента работ и документооборота.

  2. Определение
    состава международных организаций и экспертов, участвующих в подготовке
    Доклада. Заключение Договоров и Соглашений на участие в подготовке
    Доклада.

  3. Создание региональных бюро для проведения мониторинга.

  4. Проведение Конференций в регионах по вопросам
    регионального развития через призму индикаторов ЦРТ по теме «Регионы
    России и цели развития ООН».

  5. Подготовка рекомендаций по оптимизации
    производственно-технологических систем, расширению и диверсификации
    экспортно-импортных потоков товаров и услуг в субъектах РФ.

  6. Издание Доклада

Подготовка Доклада осуществляется в сотрудничестве с
проектом  Монитор ЦРТ (MDG MONITOR)
в качестве инновационного механизма для отслеживания прогресса в достижении
Целей и как дополнительного ресурса для повышения уровня осведомленности людей.

Подготовка
Доклада сопровождается проведением международных Конференций РАС ООН в
субъектах Российской Федерации под общей темой «Регионы России и цели развития
ООН» (Первая Конференция намечена на март-апрель 2008 года)

Движение Доклада

Доклад
издается отдельным иллюстрированным изданием в декабре отчетного года и
предназначен для: презентации в ООН, распространению на международных форумах и
конференциях; рассылке по подписке в структурные подразделения ООН, по системе
Всемирной Федерации Ассоциаций содействия ООН (ВФАС ООН), в Посольства и
торговые представительствах РФ за рубежом, всем заинтересованным лицам. 

Доклад - один из способов стимулировать открытую дискуссию
на региональном уровне и сосредоточить ее на конкретных приоритетных задачах
развития, что в свою очередь послужит толчком для практических действий в виде
изменения политики, организационных преобразований и выделения ресурсов.

автор:
Гость

Новости партнеров: