Подписаться на обновления:

Кинофестиваль в Берлине стартует в 62-й раз

{mosimage}При всем уважении к организаторам было бы абсурдом пытаться выделить что-то одно на таком масштабном кинофестивале, как Берлинале. "Переломы и расколы в обществе" – лейтмотив нынешнего фестиваля, который открывается 9 февраля. По крайней мере, так выразился его руководитель Дитер Косслик (Dieter Kosslick). Но эта формулировка вполне подошла бы и для описания фестивалей прошлых лет. Среди четырех сотен кинопремьер всегда найдутся десятки лент, живописующих социальные переломы. А уж когда тема личных драм преподносится зрителям как новая тенденция, то принудительный поиск девиза для Берлинале 2012 года становится просто фарсом.

Отказ от звездных режиссеров: шансы и риски

 

 Гораздо более важной составляющей, чем навязчивый поиск девиза для крупного и выходящего за рамки одной темы фестиваля, является качество демонстрируемых на нем фильмов. А его, как известно, можно оценить только после просмотра. В последние годы Косслика и его команду критиковали за посредственность многих конкурсных лент. На каком уровне борьба за золотых и серебряных "медведей" будет проходить в этом году, пока опять-таки не известно. В списках конкурсантов почти не попадаются знакомые имена; выдающиеся режиссеры – редкие птицы на фестивале. Они, как и раньше, предпочитают столице Германии Канны. Да и Голливуд в последнее время в Берлин не частит. Участие масштабных фильмов из США в кинофестивале на Шпрее считается, с маркетинговой точки зрения, излишним и даже вредным для продвижения на рынке американских кинопродуктов.

 

 Но от этого 62-й фестиваль Берлинале вовсе не должен проиграть. Дебютанты, незнакомые режиссеры, кинематограф пока неизвестных Европе стран и культур – отличный шанс. При одном условии: если фильмы хороши. В этом году в конкурсной программе принимают участие 23 ленты. Германию представляют знаменитые режиссеры среднего поколения в кино – Ханс-Кристиан Шмид (Hans-Christian Schmid), Матиас Гласнер (Matthias Glasner) и Кристиан Петцольд (Christian Petzold). Их работы – это три истории о бедах и конфликтах в семье и личной жизни. Кроме того, в Берлинале принимают участие международные кинопроекты, профинансированные из немецких средств. Вот здесь как раз и намечается определенная тенденция последних лет: глобализация способствует сотрудничеству фильммейкеров из разных стран. Понятие "национального кино" постепенно уходит в небытие.

Окно в Восточную Европу пока закрыто

 

 Западноевропейское кино на фестивале нынешнего года представляют многочисленные картины из Франции, Италии, Португалии и Испании, Дании, Греции и Венгрии. Сезон охоты на "медведей" откроет французская лента "Les Adieux à la reine" ("Прощай, моя королева") – историческое кинополотно о событиях при французском дворе во время революции 1789 года.

 А вот амбиции Берлинале стать витриной восточноевропейского кино, напротив, уже несколько лет идут на спад. На конкурсе не представлено ни одного российского или украинского фильма. Зато в рамках специальной ретроспективной программы "Красная "Фабрика грез" зрители увидят советскую классику и раритеты 20-х – 30-х годов – от "Аэлиты" и "Трех песен о Ленине" до первых черно-белых анимационных фильмов.

 

 Впрочем, среди описаний конкурсных фильмов словосочетание "Российская Федерация" один раз все-таки встречается. При производстве американской картины "Jayne Mansfield's Car" ("Машина Джейн Мэнсфилд") режиссера и актера Билли Боба Торнтона в качестве продюсера выступил Александр Роднянский. Однако фильм был полностью отснят в Соединенных Штатах и повествует о драме американской семьи конца 60-х годов.

 Азиатские акценты на Берлинале в этом году расставят режиссеры из Филиппин и Индонезии, а также три ленты из Китая. Например, трехчасовой эпос о тысячелетней истории Поднебесной "Земля белого оленя" или военная драма "Цветы войны", которую западные критики назвали националистичной. "Неизведанный киноконтитент" Африку представит фильм из Сенегала.

 

 Несмотря на то, что продюсеры из США неохотно выставляют свои работы на конкурс, красную ковровую дорожку перед Дворцом Берлинале они охотно используют как трамплин для удачной, хоть и рядовой кинопремьеры. Так что немецкая столица уже в предвкушении появления таких звезд Голливуда как Кристиан Бейл, Ума Турман, Кеану Ривз, Роберт Паттинсон. И, конечно, Анджелины Джоли. Она презентует свой режиссерский дебют: мрачную драму о Боснии под названием "В стране крови и меда" без малейшего намека на голливудский хэппи-энд. Почитателей индийского кино уже в третий раз осчастливит своим присутствием на берегах Шпрее любимец публики Шах Рукх Кхан.

Чтобы у киноманов глаза разбегались

 Одним из самых значительных мировых кинособытий Берлинале делает не только раздача медведей, но и, например, внеконкурсные разделы "Форум" и "Панорама". В их рамках демонстрируются фильмы из малоизвестных стран, картины, не допущенные к прокату у себя на родине, политические ленты и документальное кино.

 

 Помимо этого программа фестиваля-2012 включает серию "Кулинарное кино", ретроспективу фильмов Мэрил Стрип, юбилейную подборку к 100-летию киностудии Бабельсберг, мастерскую для молодых талантов, а также два раздела, посвященных исключительно новому немецкому кино.

 В таком разнообразии недолго потеряться. Чтобы сориентироваться в программе и составить для себя план просмотра, приходится сосредоточенно разбираться и ограничиваться, жалуются киноманы. Некоторые наблюдатели критикуют именно избыточное предложение Берлинале, которое из года в год становится все менее конкретным. Но Дитер Косслик ссылается – совершенно оправданно – на успех у публики. Если билеты на большинство мероприятий распродаются, значит, с концепцией все в порядке. Около 300 тысяч зрителей посетили кинозалы Берлинале в 2011 году, да и нынче их ожидается не меньше. Неплохая перспектива для крупнейшего в мире кинофестиваля для широкой публики. А притянутый за уши девиз - дело житейское.

Deutsche Welle 

автор:
Гость

Новости партнеров: