Подписаться на обновления:

«День российской экономики во Франкфурте-на-Майне - 2007», 21 ноября 2007 г.

{mosimage}Тезисы выступления
статс-секретаря - заместителя Министра экономического развития и
торговли Российской Федерации А.В. Поповой на X экономическом форуме
«День российской экономики во Франкфурте-на-Майне - 2007», 21 ноября
2007 г.

Уважаемые дамы и господа!

Рада
приветствовать Вас на этом, ставшем уже традиционным для наших
двусторонних отношений, форуме «День российской экономики - 2007».
Особенно
приятно сознавать, что форум проводится в городе Франкфурт-на-Майне,
который по праву считается одним из крупнейших мировых финансовых
центров, а также при непосредственном участии ведущих представителей
германского банковского сообщества.

Хотелось
бы отметить, что совсем недавно (в октябре), здесь недалеко, в
Висбадене, под председательством Президента России В.В. Путина и
Канцлера Германии А. Меркель прошли российско-германские
межгосударственные консультации на высшем уровне. Признано, что
проведение двусторонних экономических мероприятий, имеющих свою
философию и традицию, таких как наш сегодняшний форум является
эффективным инструментом дальнейшего укрепления и развития
межрегионального сотрудничества.
«День
российской экономики - 2007» выгодно отличается от предыдущих форумов
тем, что в его работе принимают участие не только отдельные, как
раньше, пусть даже и крупные представители заинтересованных российских
деловых кругов, но и представительная делегация Южного федерального
округа во главе с Полномочным представителем Президента Российской
Федерации Григорием Алексеевичем Рапотой.
Губернаторы
Ростовской и Волгоградской областей, Кабардино-Балкарской Республики и
Краснодарского края выступят с деловыми презентациями своих регионов.
Кроме
того, участникам форума сегодня также представится возможность
установить контакты и наметить направления сотрудничества с
руководством Чеченской Республики и Астраханской области.
Начиная
с 1997 года, каждый последующий форум был нацелен на освещение наиболее
актуальных вопросов экономического характера. И в этом смысле «День
российской экономики - 2007» не является исключением.
В
своем выступлении мне хотелось бы проинформировать Вас о характере
экономического развития России последних лет, приоритетных задачах
российской экономической политики в среднесрочном периоде, а также о
возможностях, которые в связи с этим открываются для наращивания
российско-германского сотрудничества.
Говоря об итогах экономического развития России, хотела бы обратить Ваше внимание на его поступательный характер.

В
последние годы ежегодный экономический рост в России составляет 6 - 7
процентов. За период 2000 - 2006 годов валовой внутренний продукт
увеличился почти в 4 раза и составил около 1 трлн. долларов. В текущем
году этот показатель, по нашей оценке, составит около 1,3 трлн.
долларов.
В январе - сентябре 2007 года рост ВВП составил 7,4%

против 6,3% за 9 месяцев предыдущего года.

Темпы
экономического роста опираются не только на благоприятную
внешнеэкономическую конъюнктуру по энергоносителям, черным и цветным
металлам, но и во все большей степени - на расширяющейся внутренний
спрос.

Рост промышленного производства составил 6,6%. При этом наибольший вклад внесли отрасли обрабатывающей промышленности.

Реальные
располагаемые денежные доходы населения увеличились на 12,4%. Кроме
того, заметно расширилось потребительское кредитование.

К настоящему времени накопленная инфляция составила 8,5%, тогда как за весь прошлый год - 9%.

Правительство
России проводит последовательную политику, направленную на снижение
макроэкономических рисков, а также уменьшение государственного внешнего
долга (на 1 октября 2007 года - 47 млрд. долларов).
Важнейшим
инструментом недопущения избыточного роста бюджетных расходов является
механизм Стабилизационного фонда, составившего к настоящему времени 3,5
трлн. рублей - т.е. около 140 млрд. долларов. Золотовалютные резервы
выросли до рекордной за всю историю России величины 448 млрд. долларов.

В
условиях стабильного экономического роста приток прямых и портфельных
иностранных инвестиций в российскую экономику значительно увеличился.
Накопленный иностранный капитал в экономике России составил на конец
июня 2007 года около 180 млрд. долларов.
В
I полугодии 2007 года в экономику России поступило иностранных
инвестиций на сумму свыше 60 млрд. долларов, что в 2,6 раза больше, чем
в I полугодии 2006 года. Существенно - почти в 1,5 раза - возрос приток
прямых иностранных инвестиций.
Идет
развитие фондового рынка. Постепенно он становится эффективным
инструментом привлечения долгосрочных инвестиций в реальный сектор
российской экономики. За период 2000 - 2006 годов капитализация
российского фондового рынка увеличилась более чем в 12 раз. По этому
показателю Россия занимает 18 место в мире и 8 место в Европе.
Внешнеторговый
оборот России в январе - сентябре 2007 года составил 404 млрд. долларов
(рост на 20%), в том числе экспорт - около 250 млрд. долларов (рост на
11%) и импорт - 155 млрд. долларов (рост на 37%). Положительное сальдо
торгового баланса уменьшилось на 15% и составило 95 млрд. долларов.
Доля
внешнеторгового оборота в ВВП России в последние годы снижается в
результате медленной диверсификации экспорта и недостаточно сильных
конкурентных позиций российских компаний обрабатывающих секторов.
Вместе с тем прирост совокупного внутреннего спроса в экономике России
покрывается преимущественно за счет импорта (более 48%).

Таким
образом, период восстановительного роста российской экономики, когда
она развивалась, преимущественно, за счет увеличения загрузки
существующих производственных мощностей, закончился. Для обеспечения
дальнейших высоких темпов роста необходим инвестиционный рост,
основанный на модернизации и изменении структуры экономики.
Наша
цель на среднесрочную перспективу состоит в том, чтобы, используя
результаты достигнутой макроэкономической и финансовой стабильности,
обеспечить стимулы для роста инвестиций в основной капитал на
внутреннем и внешнем рынках в целях диверсификации российской экономики
и повышения конкурентоспособности российских предприятий.

Прежде
всего, доля высокотехнологичного сектора в ВВП должна составлять не
менее 17-20% (2006 год - 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой
прирост ВВП - не менее 2-3% (2006 год - 1,3%).
Доля
промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации,
должна возрасти до 40-50% (2006 год - 9,3%), доля инновационной
продукции в выпуске промышленной продукции - до 25-35% (2006 год -
2,5%).

Потребуется
активизация исследований и разработок, как фундаментальных, так и
прикладных, а также создание рынка венчурного капитала. Внутренние
затраты на исследования и разработки должны увеличиться до 3,5-4% ВВП
(2006 год - 1 % ВВП).

Достичь
этого, только путем создания общих правовых условий для частного
бизнеса - сложно. Поэтому и было принято решение о создании институтов
развития.
Приоритетные задачи, которые мы решаем в нашей стране с помощью институтов развития следующие:


развитие инфраструктуры - не только производственной, но и социальной,
так как человеческий капитал - это главный фактор роста
конкурентоспособности;
• стимулирование инноваций;

• содействие несырьевому экспорту;

• развитие малого и среднего бизнеса;

• развитие аграрного сектора.

Задача
первая - развитие инфраструктуры. Мы решаем эту задачу с помощью разных
инструментов. Помимо инвестиций самих компаний, естественных монополий
- это и федеральные, и региональные целевые программы, и относительно
новые институты развития - Инвестиционный фонд, Банк развития и
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), особые экономические
зоны.
Несколько
цифр. В 2007 году на финансирование 46 федеральных целевых программ
предусмотрено около 510 млрд. рублей (21 млрд. долларов), из которых на
развитие инфраструктуры направлено почти 293 млрд. рублей (12 млрд.
долларов) или 62% от общего объема финансирования федеральных целевых
программ.
Инвестиционный
фонд Российской Федерации осуществляет поддержку общегосударственных
проектов, каждый стоимостью не менее 5 млрд. рублей (204 млн.
долларов).
Общий
объем средств Инвестиционного фонда, предусмотренных в бюджете на
период до 2010 года, составляет около 450 млрд. рублей (18,5 млрд.
долларов), а с учетом предложений по дополнительной капитализации - 545
млрд. рублей или 22 млрд. долларов.
К
настоящему времени одобрено 12 проектов для реализации за счет средств
Фонда. По трем проектам подписаны инвестиционные соглашения, что
позволяет начать их финансирование. По большинству проектов инвестиции
направляются на создание объектов инфраструктуры, стимулируя масштабные
инвестиции частного сектора. Наибольшее число проектов - в сфере
транспорта. Доля средств инвестиционного фонда по одобренным проектам
составляет 27%. То есть на 1 рубль бюджетных средств привлекается 3
рубля частных инвестиций.
Сейчас
прорабатывается вопрос создания инвестиционных фондов для поддержки
инфраструктурных проектов на региональном или межрегиональном уровне с
механизмами софинансирования за счет средств федерального бюджета и,
возможно, со снижением требований по размеру проектов.
Следующая
организация, которая работает и будет активно работать с
инфраструктурными проектами - Внешэкономбанк. Он обеспечивает поддержку
проектов размером более 2 млрд. рублей (81 млн. долларов).
Внешэкономбанк сегодня только начинает функционировать в качестве
универсального банка развития. Принятие решения о капитализации
Внешэкономбанка за счет имущественного взноса Российской Федерации (180
млрд. рублей или 7,4 млрд. долларов), переоценки недвижимого имущества
и пакетов акций Российского банка развития и Росэксимбанка позволит
сформировать уставный капитал в размере не менее 250 млрд. рублей (10,2
млрд. долларов).
Такая
величина капитала позволит Внешэкономбанку финансировать крупные
проекты на общую сумму не менее 700 млрд. рублей (28,6 млрд. долларов).

Следующий инструмент - особые экономические зоны.

Мы
за счет бюджетных денег создаем в них инфраструктуру для того, чтобы
стимулировать крупные инвестиции в перерабатывающих секторах, а также
инновационные проекты. На указанные цели до 2010 года будет направлено
более 42 млрд. рублей (1,7 млрд. долларов).
К
настоящему времени созданы 4 технико-внедренческие зоны и 2
промышленно-производственные зоны. Приняты решения о создании 7
туристско-рекреационных зон. В третьем чтении приняты поправки в закон,
открывающие возможности для создания портовых особых экономических зон.

На
территории особых экономических зон зарегистрировано 52 резидента (из
них 25 - в октябре с.г.). По сути, количество резидентов удвоилось.
Новые резиденты собираются реализовать проекты на сумму 9,5 млрд.
рублей (около 390 млн. долларов). Создать почти 2 тысячи новых рабочих
мест. Причем, прежде всего, для высококвалифицированных работников.
Из
27 зарегистрированных ранее резидентов 20 - это инновационные
организации, занимающиеся разработками в области информационных и
ядерно-физических технологий, нано- и биотехнологий. 7 резидентов,
заняты производством бытовой техники, холодильного оборудования,
электроинструментов.
Хочу
отметить ряд российских регионов, наиболее активно реализующих проекты
по созданию особых экономических зон - это Алтайский край, Московская
область, Республика Татарстан и Липецкая область.
Как
отмечают сами резиденты и регионы, самым привлекательным для инвесторов
являются не столько налоговые льготы (они у нас незначительны), сколько
инфраструктура, и сформированные подготовленные земельные участки, и, в
целом, возможность упрощения административных процедур.
Сейчас
осуществляются работы по созданию системы «одного окна» для обеспечения
взаимодействия резидентов с органами власти. Здесь у нас в лидерах -
Республика Татарстан. Предполагается, что представители 17 ведомств,
выдающие разрешения и осуществляющие контрольные функции, будут
работать через одно окно. Сейчас мы создаем для этого инфраструктуру,
рабочие места. Регламенты взаимодействия также практически полностью
отработаны. Это важно, так как принцип снижения административных
барьеров является основой функционирования особых зон.
К
2010 году мы планируем довести количество резидентов особых зон с
нынешних уже 52 до 250, объем инвестиций составит более 35 млрд. рублей
(1,4 млрд. долларов), количество рабочих мест - 18,5 тысяч.
Развитие
энергетической инфраструктуры. В 2008 году планируется завершение
переходного периода развития электроэнергетического сектора России. Оно
будет ознаменовано выделением основных дочерних компаний из холдинга
РАО «ЕЭС России».
С
целью устранения ограничений по инвестиционной привлекательности
электроэнергетики предполагается к 2011 году ликвидировать все виды
перекрестного субсидирования, обеспечив полную либерализацию рынка
электроэнергии.
Для
надежного обеспечения потребителей электро- и теплоэнергией в 2007 -
2010 годах в электроэнергетику планируется привлечь около 142 млрд.
долларов.
Часть
средств предполагается привлечь путем проведения дополнительных эмиссий
акций тепловых генерирующих компаний (более 16 млрд. долларов) и
продажи пакета акций РАО «ЕЭС России» в этих компаниях (более 17 млрд.
долларов). Кроме этого, для инвестиций предполагается также
использовать заемный капитал и собственные средства.
Кроме
инфраструктуры, до 2010 года установлены 7 отраслевых приоритетов
(будут применяться разные инструменты: и кредитование, и гарантии, и
взносы в уставный капитал):

а) авиастроение и ракетно-космический комплекс;

б) судостроение;

в) электронная промышленность;

г) атомная промышленность, в том числе атомная энергетика;

д) транспортное, специальное и энергетическое машиностроение;

е) металлургия (производство специальных сталей);

ж) деревообрабатывающая промышленность;

з) оборонно-промышленный комплекс.

Задача
вторая - диверсификация экономики, развитие инновационного потенциала.
Активно заработал введенный в прошлом году режим «промышленной сборки»
автомобильной техники. Благодаря этому инструменту удалось достичь
договоренности о создании в России сборочных производств с такими
мировыми автогигантами, как Тойота, Фольксваген, Ниссан, Дженерал
Моторс. А уже работающие в нашей стране мировые автопроизводители
(Форд, Рено) существенно расширяют производство.
Для
технологического обновления промышленности снижены ставки ввозных
таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование, не производимое
в России. В прошлом году был установлен беспошлинный режим ввоза на 775
позиций оборудования. В настоящее время для отмены таможенных пошлин
подготовлен дополнительный перечень оборудования, включающий около 90
позиций товарной номенклатуры.
Отдельного
внимания заслуживают институты, осуществляющие венчурное инвестирование
- Российская венчурная компания, Фонд содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд
технологического развития.
Остановлюсь
на институте - Российская венчурная компания. Проведен первый конкурс
по отбору управляющих компаний, созданы 3 фонда. До конца года будут
профинансированы первые венчурные проекты.
В
2007 году планируется докапитализация Российской венчурной компании,
будет проведен еще один конкурс на распределение около 11 млрд. рублей
(440 млн. долларов) и сформированы 7-9 фондов. В целом будет создано
10-12 венчурных фондов с капиталом более 30 млрд. рублей (1,2 млрд.
долларов).
Также
создан ряд инструментов для продвижения малым и средним бизнесом
инноваций на уровне регионов. Это, прежде всего, сеть региональных
венчурных фондов. Формирование 5 фондов завершено (в Республике
Татарстан, Красноярском и Пермском краях, Томской области, Москве).
Общий объем венчурного капитала составляет 2,2 млрд. рублей (свыше 80
млн. долларов).
В
течение 2007 года завершится формирование еще 14 фондов, а их общая
капитализация составит 6,4 млрд. рублей (260 млн. долларов).
Гарантийные
фонды формируются субъектами Российской Федерации с использованием
субвенций федерального бюджета. Уже прогарантированы кредиты 440 малых
предпринимателей на общую сумму свыше 1,5 млрд. рублей (60 млн.
долларов). Самый крупный гарантийный фонд создается в городе Москве -
его объем к концу 2007 года достигнет 2 млрд. рублей (80 млн.
долларов),
Фонд
поручительств в Санкт-Петербурге - 100 млн. рублей (свыше 4 млн.
долларов). Созданы такие фонды в Свердловской области, в Республике
Удмуртия и в Воронежской области.
Фонды
прямых инвестиций, создание которых планируется в конце 2007 года,
будут оказывать поддержку проектам, которые не могут быть
профинансированы за счет средств Инвестиционного фонда и
Внешэкономбанка в силу их малого размера. Размер каждого фонда составит
не менее 280 млн. рублей (11,4 млн. долларов). Управление фондами будет
осуществляться управляющими компаниями, отобранными на конкурсе.
Обеспечение
диверсификации осуществляется также в рамках создания технопарков,
промпарков. В настоящее время ведутся работы по созданию промпарков в
Московской, Архангельской и Самарской областях.
В
период до 2010 года предусмотрено создание технопарков в сфере высоких
технологий еще в 7 регионах (в Московской, Новосибирской,
Нижегородской, Калужской, Тюменской областях, Республике Татарстан и в
Санкт-Петербурге).
В
настоящее время завершается создание Российской корпорации
нанотехнологий, имущественный взнос Российской Федерации в которую
составит 130 млрд. рублей (5,3 млрд. долларов).
В
рамках отдельных отраслей действуют институты развития отраслевой
направленности, в том числе Россельхозбанк, Росагролизинг, авиационные
лизинговые компании (Финансовая лизинговая компания и Илюшин-финанс),
Объединенная авиастроительная и судостроительная корпорации, Российский
инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий.
Следующая
задача - развитие рынка доступного и комфортного жилья. Экономика
инновационного типа предполагает, что ключевым фактором становится
человеческий капитал. В связи с этим значимую роль играют институты
развития на рынке жилья.
Таким
институтом является Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию.
По стандартам агентства ипотечные кредиты выдают 130 организаций из 70
регионов. На 30 июня с.г. агентством сформирован портфель закладных на
сумму 46 млрд. рублей (около 2 млрд. долларов).
В
2008 - 2010 гг. предусмотрено предоставление государственных гарантий
Российской Федерации по заимствованиям агентства на общую сумму 108
млрд. рублей (4,4 млрд. долларов), а также увеличение уставного
капитала в размере 14 млрд. рублей (570 млн. долларов).

В
настоящий момент создается фонд содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства. Капитализация фонда составит 240 млрд.
рублей (около 10 млрд. долларов).
Поддержка
несырьевого экспорта является важнейшей задачей Правительства. В целях
ее реализации планируется использовать возможности Внешэкономбанка
(выдача гарантий экспортерам и страхование экспортных кредитов) и
Российской венчурной компании (продвижение российских
высокотехнологичных компаний на зарубежные рынки).

Другая
задача, требующая безотлагательного решения, - поддержка малого и
среднего бизнеса. В этой сфере создана комплексная система институтов
поддержки, о которых я говорила ранее - это и венчурные фонды, и
гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций. Кроме того, институтами
развития для малого предпринимательства являются технопарки, промпарки
и бизнес-инкубаторы.
Говоря
о бизнес-инкубаторах, отмечу, что к настоящему моменту создано 33
бизнес-инкубатора, а к 2010 году планируется создание не менее 500
бизнес-инкубаторов на территории Российской Федерации.
Развитие
сельского хозяйства также является приоритетом Правительства.
Мероприятия аграрной политики, предусмотренные приоритетным
национальным проектом, программой развития сельского хозяйства, создают
предпосылки для развития аграрной сферы. В сельском хозяйстве
функционируют такие институты развития, как Россельхозбанк и лизинговая
компания - Росагролизинг.
По
состоянию середину 2007 года размер собственных средств Россельхозбанка
превысил 38 млрд. рублей (1,5 млрд. долларов), кредитный портфель - 226
млрд. рублей или 9,2 млрд. долларов (80% которого - кредиты в секторе
АПК). К 2010 году размер кредитного портфеля достигнет 500 млрд. рублей
(20 млрд. долларов).
Сформирована система аграрного лизинга, которая включает сеть из 200 компаний - операторов в 72 регионах.

Объем
средств федерального бюджета, направленных в уставный капитал компании
- 35 млрд. рублей (1,4 млрд. долларов). С начала деятельности ОАО
«Росагролизинг» заключено более 4 тысяч договоров лизинга на сумму
около 48 млрд. рублей (2 млрд. долларов), из них 90% - это договоры
лизинга сельхозтехники, оборудования и племенной продукции.
Говоря
в целом об ожидаемых результатах деятельности институтов развития, хочу
привести наши оценки. В рамках только 4-х институтов развития, таких
как - Инвестиционный фонд, Внешэкономбанк, особые экономические зоны,
Российская венчурная компания будет обеспечено:
• создание свыше 193 000 рабочих мест;

• привлечение свыше 1 трлн. рублей инвестиций (41 млрд. долларов);

• поступление свыше 500 млрд. рублей (20 млрд. долларов) налогов.

В
заключение хочу отметить, что Германия является для нас стратегическим
экономическим партнером и по объему товарооборота занимает первое место
среди других стран.
За
9 месяцев 2007 года объем взаимной торговли между Россией и Германией
(данные российской статистики) составил 35,7 млрд. долларов (рост на
15,8%), в том числе российский экспорт - 17,5 млрд. долларов (снижение
на 3,6%) и российский импорт - 18,2 млрд. долларов (рост на 43,5%).
Рассчитываем к концу года выйти на уровень порядка 50 млрд. долларов.

По
объему накопленных в России иностранных инвестиций (10,1 млрд.
долларов) Германия также является одной из крупнейших стран-инвесторов
(после Кипра, Нидерландов, Люксембурга и Великобритании), успешно
работающих на российском рынке. Прямые германские инвестиции (накоплено
3,6 млрд. долларов) поступают преимущественно в сферу оптовой и
розничной торговли, транспорта и связи, а также в пищевую, химическую,
электротехническую, электронную и автомобильную промышленность,
производство строительных материалов.
Эффективным
инструментом дальнейшего развития двустороннего сотрудничества является
российско-германская Рабочая группа по стратегическому сотрудничеству в
области экономики и финансов, заседания которой проходят на регулярной
основе. В настоящее время ведется реализация решений, принятых на 22
заседании рабочей группы. Очередное заседание состоится в апреле 2008
года в Германии.
Россия
заинтересована в привлечении германских фирм к сотрудничеству с уже
действующими и создаваемыми институтами развития, поскольку это в
равной степени будет способствовать упрочению позиций обеих стран в
мировой экономике.
Главной
задачей представляется создание более благоприятных условий для
деятельности бизнес-сообществ двух стран, в том числе это важно для
представителей деловых кругов, присутствующих в этом зале. Сегодняшний
форум представляет собой прекрасную возможность для российских и
германских участников установить между собой прямые деловые контакты.

Благодарю за внимание и желаю всем успешной работы.

Сайт МЭРиТ

автор:
Гость

Новости партнеров: