Подписаться на обновления:

Активизации интеграционных инициатив в восточной Азии и интересы России

 

{mosimage}Галина КОСТЮНИНА,

профессор кафедры МЭО и ВЭС Московского государственного института
международных отношений (Университет) МИД РФ, д.э.н., профессор. Занимается
проблемами экономического развития и экономической интеграции стран Восточной
Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Владимир БАРОНОВ,

профессор международного права Московского городского университета управления
Правительства Москвы (МГУУ), заслуженный юрист Российской Федерации, к.ю.н.,
профессор. Специалист в области международного экономического права, международного
частного права. Занимается проблемами правового регулирования экономических
отношений со странами Восточной Азии.
 

Восточная Азия[1]
является одним из немногих регионов мира, где до недавнего времени
интеграционные тенденции развивались поверхностно и медленно в силу объективных
и субъективных дезинтегрирующих факторов.

Высока роль
восточноазиатских стран в макроэкономических показателях мира и в сравнении с
ведущими интеграционными объединениями - Европейским Союзом и НАФТА (табл.1). По
оценкам, к 2030 г.
доля Азии в мировом импорте возрастет до более чем 50%, что сделает регион
основным мировым рынком сбыта. Восточная Азия стала доминирующим производителем
и потребителем отдельных видов сельскохозяйственной продукции (табак,
рыбопродукты,) минерального сырья (уголь, сталь, цемент, минеральные
удобрения), потребительской продукции (автомобили, персональные компьютеры,
мобильные телефоны).     

 

Таблица 1. Макроэкономические показатели ведущих интеграционных
объединений мира, 2005 г.

 

Население,

Млн.чел

ВВП,

млрд.долл.

Среднедуш.

ВВП, долл

Совокупный

товарооборот,

млрд.долл.

К

ЕС

496,2

12
025,4

24
235

4001

27

НАФТА

430,5

15
279,0

35
491

1477

 3

ВАС

3 137,0

9791,3

11 770

2137,4

16

Источник.
Составлено авторами по данным CIA World Factbook:2005; WTO International Trade Statistics: 2006.

 

Идея
формирования общерегиональной интеграционной группировки в Восточной Азии берет
начало с cередины 1960-х годов, когда известный японский аналитик К.Кодзима
сформулировал концепцию Восточноазиатской зоны свободной торговли. В 1970-е гг.
появилась концепция формирования Тихоокеанского сообщества. С конца 80-х -
начала 90-х гг. велись дискуссии о возможности 
формирования «йеновой» интеграционной группировки в Восточной Азии с
включением также Австралии и Новой Зеландии. В конце 1980-х гг. политический лидер Малайзии  Махатхир Мохаммад предложил концепцию
«азиатизации Азии» по названием «Look Еast», согласно которой азиатские развивающиеся страны должны
принять японскую модель экономического развития, а Япония - стать центром регионального
экономического сотрудничества. В 1991
г. Махатхир Мохаммад разработал план Восточноазиатской
экономической группировки в составе Гонконга, Индонезии, Китая, Малайзии, Республики
Корея, Сингапура, Тайваня, Таиланда, Филиппин, Японии, т.е. только стран
Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Проект вызвал неоднозначные отклики в
регионе и за его пределами - главным оппонентом стали США, а также Япония и Индонезия
(в АСЕАН не было единого мнения по этому поводу). Главной причиной отказа
от  предложения М.Махатхира назывался
возможный раздел Тихоокеанского бассейна на две части - западную и
восточную  в политическом и в экономическом
плане (чуть позже японские предприниматели заявили, что НАФТА разделяет Тихий
океан, а не возможный интеграционный проект в Восточной Азии). В итоге был
сформирован Форум Восточноазиатское экономическое сотрудничество как аналог
Форума АТЭС, не ставивший цели формирования интеграционного объединения в
регионе.

Реальные экономические и
политические факторы (как объективного, так и субъективного плана) для
реализации концепций интеграционного объединения стран Восточной Азии
сложились  на рубеже двух веков.

Из числа интегрирующих
факторов следует выделить: (1) динамичный экономический рост развивающихся
стран Восточной Азии на протяжении нескольких десятилетий. Так, по итогам 2006 г. темп прироста в
странах Восточной Азии составил 6,9%, в Юго-Восточной Азии - 5,4%. При этом,
наиболее динамичные темпы роста имеют Китай, Вьетнам, Гонконг и Лаос - более 7%;
(2) высокую степень торговой взаимозависимости на региональном уровне. Доля
внутрирегионального экспорта в совокупном экспорте Восточной Азии возросла с
35% в 1980 г.
до 57% в 2005 г.
Положительный вклад в рост данного показателя вносят экономики Китая и Индии,
сохраняющие высокую динамику развития и экспорта, что стимулирует интенсификацию
общерегионального товарооборота; (3) сильную инвестиционную взаимозависимость.
Основными инвесторами региона являются компании Японии и Республики Корея,
также передающие технологии в сферах производства полупроводников,
автомобилестроения, автоматизации, электроники, некоторых отраслях химической промышленности.
Растет экономическая мощь ТНК других восточноазиатских государств - КНР,
Сингапура и Индии; (4) высокий уровень технологической взаимозависимости: совокупная
доля 14 восточноазиатских стран в совокупном объеме передачи технологий в мире
возросла с 14% до 22% за 1990-е гг. Технологические возможности стран Восточной
Азии носят взаимодополняющий характер. Так, Республика Корея обладает высокими
технологиями в таких отраслях, как автомобилестроение, бытовая электроника, производство
полупроводников,  судостроение; КНР -
бытовая электроника и легкая промышленность; Индия - биотехнологии,
фармацевтика, компьютерное обеспечение. Сложившаяся структура взаимозависимости
служит мощным потенциалом для роста внутрирегиональных ПЗИ и передачи
технологий. В итоге, в Восточной Азии сложилась собственная модель промышленной
реструктуризации на основе концепции «догоняющего экономического развития» (получившая
название концепции «летящих гусей»)[2], что
содействует углублению промышленной специализации и разделению труда на основе
меняющихся сравнительных преимуществ; (5) ряд стран испытывают нехватку рабочей
силы, в том числе квалифицированной (Япония, Сингапур, Малайзия), тогда как другие
государства, напротив, имеют избыток рабочей силы (Индия, КНР, Филиппины); (6)
стремление за счет объединения усилий содействовать реструктуризации
национальных экономик, расширению рынков сбыта в целях поддержания динамичного
роста (необходимо учитывать и негативные последствия 10-летнего экономического
спада в японской экономике, что 
сказывается на динамике экономического роста всего региона (по оценкам,
объем недоиспользованных производственных мощностей составляет до 10-15% ВВП
Восточной Азии, что в абсолютном выражении равно 1 трлн.долл.); (7) высокий
уровень развития информационных технологий; (8) постепенное снижение роли
Форума АТЭС в формировании общерегиональной зоны свободной торговли и
инвестиций из-за стремления США и Японии продолжить процесс либерализации
только на условиях взаимных торговых уступок в рамках ВТО. Вместе с тем, и в
ВТО переговорный процесс в рамках Дохийского раунда затянулся, что стимулирует
создание новых интеграционных группировок, позволяющих быстрее и менее
болезненно провести торговую и инвестиционную либерализацию; (9) показательный
эффект углубления и расширения экономической интеграции в рамках ЕС и НАФТА: недаром
во многих регионах и субрегионах мира поставлена задача формирования крупных
интеграционных объединений, нередко по европейской модели, к 2020 г. 

По
оценкам, к 2030 г.
доля Азии в мировом импорте возрастет до более чем 50%, что сделает регион
основным мировым рынком сбыта

В целом, формирование
экономического сообщества в Восточной Азии будет содействовать более
эффективному использованию преимуществ экономической взаимозависимости для
общерегиональных интересов.

Правда,
сильны и дезинтегрирующие факторы, препятствующие реализации региональных интеграционных
инициатив. В том числе (1) экономическая дифференциация в уровнях экономического
развития и среднедушевых доходах: так, среднедушевой ВВП дифференцирован от
36841 долл. в Японии до 205 долл. в Мьянме; (2) схожесть структуры производства
и экспорта отдельных стран (продукция электроники и электротехники, текстиль,
обувь, спецодежда и ряд других обработанных товаров), что ведет к обострению
конкуренции между ними на внешних рынках; (3) политический фактор -
соперничество за лидерство в регионе между Японией и КНР, а также и Республикой
Корея; различия политических систем; далеко не все страны готовы принять
возможную лидирующую роль Японии; (4) сложившийся менталитет азиатских народов,
не считающих себя единым регионом (как, например, Европа); (5) позиция
некоторых стран (Сингапура, Японии, Республики Корея, Австралии) нередко зависит
от американской реакции  на интеграцию в
Восточной Азии; (6) территориальные споры в регионе.

С 1997 г. в рамках АСЕАН
проводятся ежегодные саммиты по формуле АСЕАН плюс 3 с участием глав государств
и правительств АСЕАН-10, Японии, КНР и Республики Корея. На Лаосском саммите
АСЕАН плюс 3 (2005 г.)
было решено о проведении первого в истории Восточноазиатского саммита в декабре
2005 г.
в Малайзии, в котором приняли участие 16 стран Восточной Азии и не только -
десяти государств АСЕАН, Японии, Республики Корея, Китая, Австралии, Новой
Зеландии и Индии. В качестве наблюдателя была приглашена Россия.
Макроэкономические показатели стран Восточноазиатского саммита приведены в
табл.2.

Таблица 2. Макроэкономические
показатели стран-членов Восточноазиатского саммита, 2005 г.

Страна

Население,
млн.чел.

ВВП,

млрд.долл

ВВП на душу
населения, долл

Темп роста ВВП, %

Австралия

20,2

692,4

33629

2,6

Бруней

0,4

5,7

15764

1,6

Мьянма

50,2

10,4

205

1,3

Камбоджа

13,8

4,6

317

1,9

Китай

1299,8

1851,2

1416

9,1

Индия

1080,3

750,8

685

7,1

Индонезия

223,8

280,9

1237

5,7

Япония

127,3

4694,3

36841

1,2

Республика
Корея

48,2

819,2

16897

3,1

Лаос

5,8

2,7

451

7,0

Малайзия

25,5

129,4

4989

4,8

Новая Зеландия

4,1

108,7

26373

2,7

Филиппины

86,2

95,6

1088

5,1

Сингапур

4,2

116,3

27180

3,7

Таиланд

64,6

178,1

2736

4,5

Вьетнам

82,6

51,0

610

7,8

ВСЕГО

3137,0

9791,3

11770

 

Источник: Составлено
на основе CIA World Factbook:2005.

В качестве критериев
членства в ВАС определены критерии членства в АСЕАН. Пока отсутствует единство
мнений в отношении членства стран в Восточноазиатском саммите. Например, КНР
выступает за узкий состав в рамках десяти государств АСЕАН, Японии, Республики
Корея и Китая, т.е. за чисто восточноазиатское членство. Напротив, Япония и
Индия - за расширение состава. Что касается будущих членов, то называются
Россия (по предложению КНР), Пакистан и Монголия (по предложению Малайзии),
Папуа-Новая Гвинея (по предложению Австралии). До конца 2007 г. действует двухлетний
мораторий на прием новых членов в целях экономической и политической
консолидации стран ВАС. О своем желании принимать участие в ВАС заявили США и
Европейский Союз (в качестве наблюдателя).

Нет единства мнений в
отношении лидера восточноазиатской экономической интеграции - пока многие
страны склоняются к компромиссу в отношении АСЕАН, а вернее диалога в рамках
АСЕАН плюс 3 при параллельном проведении Восточноазиатского саммита. Интересным
представляется применение системы «сдержек и противовесов»: не все страны
готовы признать лидирующую политическую роль Японии (что связано с военными
событиями 1940-х гг. и военной экспансией страны «восходящего солнца»), но нет
и общего мнения в отношении растущей роли Китая, чтобы несколько ослабить его
влияние была приглашена южноазиатская страна - Индия, экономика которой также
развивается динамичными темпами и, как и Китай, относится к группе государств
БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), с экономическим потенциалом и ростом
которых связываются перспективы развития мировой экономики в предстоящие
десятилетия.

В конце декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре
состоялся первый Восточноазиатский саммит, по 
итогам которого была принята Декларация и принципиальное решение о
формировании Восточноазиатского экономического сообщества к 2020 г. в составе 16 стран.

Как записано в
Куала-Лумпурской Декларации, ежегодный саммит должен стать форумом для диалога
стран региона по различным проблемам экономического, стратегического и
политического аспекта, представляющим общий интерес. Особое внимание следует
уделять развитию взаимного сотрудничества, финансовой стабильности,
энергетической безопасности, экономической интеграции и экономического роста,
сокращения бедности, сокращения разрыва в уровнях экономического развития стран
региона. В качестве основных инструментов достижения этих целей названы:
развитие инфраструктуры, передача технологий, управленческих навыков, оказание
гуманитарной помощи, проведение либерализации, расширение торгового и
инвестиционного сотрудничества.

В январе 2007 г. состоялся Второй
Восточноазиатский саммит в г.Себу, Филиппины, где обсуждался более широкий круг
проблем по сравнению с Первым саммитом в Малайзии. По итогам были приняты
несколько деклараций, в том числе по энергетической безопасности в Восточной
Азии, об ускорении формирования АСЕАНовского Сообщества к 2015 г.

В Декларации Себу по
энергетической безопасности стран Восточной Азии определены такие меры, как
разработка новейших технологий добычи и использования топлива с учетом жестких
экологических норм; расширение использования биологических видов топлива,
либерализация торговли ими и расширение международного сотрудничества;
обеспечение стабильных поставок энергоресурсов на основе инвестирования в
региональную энергоинфраструктуру, в том числе в рамках АСЕАН (ТрансАСЕАНовский
газопровод, АСЕАНовская объединенная энергосистема); применение разнообразных
способов по формированию стратегических запасов топлива в рамках индивидуальных
программ, многосторонних межправительственных и региональных соглашений;
активизация регионального и двустороннего сотрудничества на основе проведения
исследований и разработок, обмена опытом, финансирования энергопроектов;
содействие наименее развитым странам в повышении уровня национальной
энергетической безопасности.

В декларации Себу по
ускорению формирования АСЕАНовского Сообщества 
как сообществ в сферах экономики, безопасности и социально-культурной
определена новая дата - 2015, а не 2020 год (как было записано в Балийском Согласии-II, принятом на саммите АСЕАН в Бали в 2003 г.).

Развитие интеграционных
тенденций в Восточной Азии может принять и принимает разнообразные формы. На
данный момент определились четыре формы.

Первая - формирование
зоны свободной торговли, как классического типа (на основе либерализации взаимной
торговли промышленными товарами), так и широкого формата по модели НАФТА (также
включающей либерализацию взаимной торговли услугами взаимных инвестиций,
проведение общей политики в сферах конкуренции, защиты прав интеллектуальной
собственности, рынка государственных заказов и др.).

Вторая форма
интеграционных тенденций - углубление энергетического сотрудничества в рамках
формирования Энергетического сообщества в целях решения проблемы энергетической
безопасности на основе объединения усилий компаний Японии, КНР, Республики
Корея, Индии в реализации энергетических проектов как в регионе (Мьянма,
Вьетнам), так и за его пределами (Россия).

Третья форма - расширение
финансового сотрудничества в рамках Финансового сообщества, в том числе на
основе введения азиатской валютной единицы (Asian currency unit - ACU) как инструмента мобилизации
валютных резервов стран для целей экономического развития. Это было сделано
Азиатским банком развития (АзБР) в марте 2006 г. ACU предназначен для коллективного
плавания азиатских валют по отношению к ведущим валютам - американскому доллару
и к евро, а также для самостоятельного плавания каждой азиатской валюты по
отношению к среднему курсу ACU. В 2002
г. принята Чиангмайская Инициатива, представляющая собой
общерегиональную систему защиты от возможных финансовых потрясений, которая
призвана дополнить МВФ в этой сфере. Инициатива включает: (1) расширение сферы
действия своп-соглашений в АСЕАН на страны Ассоциации, не участвовавшие ранее,  и увеличение объема совокупной финансовой
поддержки с 200 млн долл. до 1 млрд.долл. По соглашению используются
американский доллар, евро и японская йена; (2) формирование сети двусторонних
своп-соглашений в рамках АСЕАН+3 в целях дополнения финансового содействия МВФ
стране, переживающей финансовый кризис. Объем ресурсов лимитирован 10%, сверх
этой квоты средства выделяются с учетом действия программы МВФ. Подписаны 16
двусторонних своп-соглашений на общую сумму в 36,5 млрд.долл. Реализация
Чиангмайской инициативы является существенным шагом вперед на пути активизации
регионального финансового сотрудничества в Восточной Азии. В апреле 2004 г. решено
усовершенствовать модель Чиангмайской Инициативы на основе  формирования общего фонда в 100 млрд.долл. за
счет отчислений всех стран на случай кризиса неплатежеспособности (40%
составляет доля Японии, а 60% делят между собой Республика Корея, КНР, Таиланд,
Малайзия, Филиппины,  Индонезия,
Сингапур). Налицо возврат к концепции Азиатского Валютного Фонда, идея о
котором высказывалась еще в конце 1990-х гг.

Четвертая форма -
создание региональных транспортных коридоров. Есть более или менее успешные
примеры реализации проекта освоения бассейна реки Меконг, проекта Туманган, в
том числе на Дальнем Востоке России.

      
Представляется, что с точки зрения охвата участвующих стран
интеграционный процесс развивается по нескольким направлениям.

         Первое
направление: ускорение экономической интеграции в рамках уже действующих 22
интеграционных группировок, ведущей из которых является АСЕАН (см.табл.3).

     
      Второе направление включает  подписание соглашений о зонах свободной
торговли между АСЕАН, с одной стороны, и Японией, Индией, с другой стороны,
причем как на двусторонней основе, так и на многосторонней основе. С Китаем
подобное соглашение было подписано в 2002 г. и предполагает создание зоны свободной
торговли АСЕАН-Китай (China-ASEAN Free Trade Area, CAFTA) к 2010г. (для шести экономически
более развитых стран - Сингапура, Малайзии, Таиланда, Индонезии, Филиппин и
Брунея) и к 2015 гг. для Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Мьянмы. В апреле 2006г.
подписано соглашение между АСЕАН (за исключением Таиланда) и Республикой Корея
по торговле товарами, являющейся составной частью Рамочного соглашения по
всеобъемлющему экономическому сотрудничеству (2005г.). В соответствии с ним
таможенные пошлины по взаимной торговле будут сокращены или ликвидированы к
2009г. и создана зона свободной торговли (ASEAN-Korea Free Trade Area, AKFTA).

    
Продолжается переговорный процесс о достижении зоны свободной торговли
между Китаем и Сингапуром, между Китаем и Новой Зеландией, между Китаем и
Австралией, между Республикой Корея и Японией, между Японией и Таиландом, между
Японией и АСЕАН (прогнозируется создание зоны свободной торговли к 2012г.),
между Японией и Индонезией, между Японией и Брунеем, между Республикой Корея и
Индией, между АСЕАН и Индией (намечается формирование зоны свободной торговли к
2011г.).

    
С 2003г. проводятся исследования (намечено завершить в 2007г.) экономической
целесообразности создания зоны свободной торговли между странами
Северо-Восточной Азии: Японии,  Республики
Корея и Китая (China-Japan-Korea Free Trade Agreement, CJKFTA). Согласно
докладу-2006, от формирования зоны свободной торговли широкого формата выиграют
все три страны в макроэкономическом плане.

    
Третье направление: формирование зоны свободной торговли широкого
формата, включающей элементы общего рынка в отношении свободного перемещения
капиталов, рабочей силы; четвертое - создание таможенного союза к 2020 г на основе введения
общего таможенного тарифа.

 

 

Таблица 3. Интеграционные объединения с участием стран
Восточной Азии (по состоянию на начало 2007 г.)

 

 

 

Название

Год создания

Страны-члены

Цели и состояние

1.

Ассоциация стран Юго-Восточной
Азии (АСЕАН)

1967

Сингапур, Малайзия

Таиланд Филиппины

Индонезия Бруней

Вьетнам Лаос

Камбоджа Мьянма

Зона свободной торговли с 2000 г. для Сингапура,
Брунея, Малайзии, Таиланда, Филиппин, Индонезии, а с 2003г. и для Вьетнама.

К 2015г. поставлена цель
формирования АСЕАНовского Сообщества

2.

Соглашение о более тесном
экономическом сотрудничестве между Австралией и Новой Зеландией

1983

Австралия

Новая Зеландия

Зона свободной торговли
товарами, услугами и движения лиц с 1990

3.

Соглашение об экономическом
партнерстве между Японией и Сингапуром

2002

Япония

Сингапур

Зона свободной торговли
товарами и услугами с 2003г., полное завершение к 2010г.

4.

Соглашение о зоне свободной
торговли АСЕАН-КНР

2002

Сингапур Малайзия

Таиланд Филиппины

Индонезия Бруней

Вьетнам Лаос

Камбоджа Мьянма

КНР

Зона свободной торговли к
2010-2015гг.

5.

Соглашение о более тесном
экономическом партнерстве между Сингапуром и Новой Зеландией

2001

Сингапур

Новая Зеландия

Зона свободной торговли

6.

Соглашение о зоне свободной
торговли между Сингапуром и США

2004

США

Сингапур

Зона свободной торговли

7.

Форум Азиатско-Тихоокеанское
Экономическое сотрудничества (АТЭС)

1989

Сингапур Малайзия

Таиланд Филиппины

Индонезия Бруней

Вьетнам США

Япония КНР

Республика Корея

Канада Австралия

Новая Зеландия Перу

Папуа Новая Гвинея

Россия Мексика Чили

Формирование зоны свободной
торговли товарами, услугами и движения капиталов к 2010-2020 гг.

8.

Бангкокское соглашение

1976

Индия Бангладеш

Шри Ланка Лаос

Мьянма Таиланд КНР

Преференциальное торговое соглашение

9.

Соглашение о зоне свободной
торговли между Сингапуром и ЕАСТ

2003

Сингапур

Норвегия

Исландия

Швейцария

Люксембург

Формирование зоны свободной
торговли

10.

Соглашение о зоне свободной
торговли между Республикой Корея и Чили

2004

Республика Корея

Чили

Формирование зоны свободной
торговли

11.

Соглашение о зоне свободной
торговли между Таиландом и Австралией

2005

Таиланд

Австралия

Формирование зоны свободной
торговли

12.

Соглашение о  зоне свободной торговли между КНР и Макао

2003

КНР

Макао, САР КНР

Зона свободной торговли

13.

Соглашение

 об экономическом партнерстве между
Сингапуром и Австралией

2003

Австралия

Сингапур

Зона свободной торговли

14.

Соглашение о зоне свободной
торговли между КНР и Гонконгом

2003

КНР

Гонконг, САР КНР

Зона свободной торговли

15.

Соглашение о зоне свободной
торговле между Японией и Малайзией

2005

Япония

Малайзия

Зона свободной торговли

16.

Соглашение о зоне свободной
торговли между Китаем и Чили

2005

КНР

Чили

Зона свободной торговли

17.

Соглашение о зоне свободной
торговли между Китаем и Пакистаном

2006

КНР

Пакистан

Зона свободной торговли

18.

Соглашение о зоне свободной
торговли между Японией и Мексикой

2004

Япония

Мексика

Зона свободной торговли

19.

Соглашение о зоне свободной
торговли между Республикой Корея и Сингапуром

2005

Республика Корея

Сингапур

Зона свободной торговли

20.

Соглашение о зоне свободной
торговли между Республикой Корея и Чили

2003

Республика Корея

Чили

Зона свободной торговли

21.

Соглашение о зоне свободной
торговли между Республикой Корея и ЕАСТ

2005

Республика Корея

ЕАСТ: Швейцария, Исландия,
Норвегия, Лихтенштейн

Зона свободной торговли

22.

Соглашение о зоне свободной
торговли между Японией и Филиппинами

2006

Япония

Филиппины

Зона свободной торговли

23.

Соглашение о  торговле товарами между Республикой Корея и
АСЕАН

2006

Республика Корея

АСЕАН

 

Источник. Составлено авторами.

В
апреле 2006г. с важной инициативой выступила Япония, предложившая подписать
соглашение о Восточноазиатском экономическом партнерстве (или Общее
экономическое партнерство стран Восточной Азии - Comprehensive Economic Partnership for EastAsia, CEPEA), известная как Инициатива Никаи.
Суть предложения состоит в формировании азиатского аналога ОЭСР, в том числе на
основе Фонда объемом в 80-100 млн.долл. для расширения экономического
сотрудничества в регионе по модели ОЭСР; 
Восточноазиатского института экономических исследований для АСЕАН и
стран Восточной Азии в целях разработки направлений, анализа возможных
последствий создания зоны свободной торговли; создания Восточноазиатской зоны
свободной торговли (East Asia Free Trade Agreement - EAFTA). Данное предложение
вызвало неоднозначную реакцию среди государств-партнеров Японии по
Восточноазиатскому саммиту. Если Австралия, Новая Зеландия, Малайзия, Индия,
руководство АСЕАН его поддержали, то Китай, Республика Корея и отдельные страны
АСЕАН высказали сдержанное мнение.

В
целом, интеграционные инициативы  в
Восточной Азии доказывают справедливость концепции «втулки и спиц»
(hub&spokes), в основе которой - уже сложившиеся или только формирующиеся
тесные экономические взаимосвязи между развитой страной, выступающей в качестве
центра (или втулки), и развивающимися государствами (спицы). В Восточной Азии -
модель взаимоотношений между Японией и развивающимися странами. При этом вокруг
отдельных спиц (более экономически развитых по сравнению с другими) могут создаваться
кластеры, в которых они выступают как втулки: Сингапур и КНР в Восточной Азии,
Австралия в Океании.

В итоге, высокий уровень
экономической взаимозависимости и взаимодополняемости в Восточной Азии
содействует созданию регионального интеграционного формирования за счет
объединения разных зон свободной торговли многостороннего и двустороннего
формата, а также минимизирует издержки и расширяет экономические преимущества
для стран-участниц.

[1] Регион включает Северо-Восточную Азию
(Япония, Республика Корея, КНР, специальный административный район КНР -
Гонконг, Тайвань, КНДР, Монголия и дальневосточные регионы России) и
Юго-Восточную Азию (в составе Сингапура, Малайзии, Брунея, Филиппин, Таиланда,
Индонезии, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Мьянмы).

 

[2] Концепция "стаи летящих диких гусей" (wild
flying geese) или догоняющего развития была разработана Р.Акамацу. Указанный
образ, столь почитаемый в Японии, иллюстрирует не только процесс становления и
индустриализации Восточной Азии, но и соотношение сил между странами в целом.
Согласно концепции, во главе клина стаи (Восточная Азия) летит вожак (Япония),
за которым следуют гуси (азиатские НИС 1 волны - Сингапур, Гонконг, Республика
Корея и Тайвань), далее -  страны
АСЕАН-4, или НИС 2 волны (Малайзия и Таиланд, немного отстали от них -
Филиппины и Индонезия), далее КНР и прочие страны Азии.

Если в
1950-е гг. в роли главного инвестора в экономику Японии выступали США, то в
1960-е гг. для НИС 1 волны - Япония и США. Перенос отдельных японских
производств в азиатские НИС был связан с последствиями нефтяного кризиса
1973-1974 гг., с необходимостью снижения издержек производства за счет экономии
на трудовых издержках и стимулирования экспортной экспансии. В 1975 г. Япония вложила 30%
своих прямых инвестиций в экономику НИС 1 волны, то  в 1985 г. - 10%, в 2001 г. - 7,4%.[2] Как видно,
по мере повышения уровня экономического развития азиатских НИС их роль как
сферы приложения японских ПИ постепенно снижалась. Принявшие японскую модель
экономического развития, НИС получили экономические преимущества за счет более
дешевой рабочей силы, низкого курса национальных валют по отношению к японской
йене и возможности преференциального сбыта товаров на американский рынок сбыта.

 

автор:
Гость

Новости партнеров: