Подписаться на обновления:

Дмитрий Гаврилов: в споре сибиряков и москвичей забывают про Кавказ и Балтику

В газете «Ведомости» от 5 февраля Валерий Зубов и Владислав Иноземцев опубликовали статью «Новый поворот», продолжающую цикл разработок авторов, посвящённых региональной и транспортной политике России. Авторы статьи ставят под вопрос стратегию «поворота на Восток» в российской политике и увязку такого поворота с развитием транссибирского транзитного коридора. Зубов и Иноземцев противопоставляют «московский» и «сибирский» подход к проблеме, напоминая о примере Португалии, чьи бразильские богатства были утеряны в результате неграмотной столичной политики в отношении провинции. Подобные дискуссии недостаточно репрезентативны, считает эксперт по транспортной геополитике и мировым транспортным коридорам Дмитрий ГАВРИЛОВ (Санкт-Петербург), так как в споре «москвичей» и «сибиряков» забывают про Кавказ и Балтику:

«Очередная статья известных в экспертной и политической среде учёных продолжает дискуссию о пространственном развитии России и значимости мирового транзита в её развитии. Валерий Михайлович Зубов и Владислав Леонидович Иноземцев не только критикуют проводимую де-факто транспортную и региональную политику российского Кабинета министров, но и артикулируют в своих разработках то, что осталась невысказанным в Правительственных стратегических документах и отраслевых программах. В связи с этим уровень дискуссии держится на достаточно высоком уровне и теперь «мяч» на стороне Правительства и руководителей госкорпораций, в первую очередь на площадке ведомства Владимира Якунина.

Однако, здесь все комплименты и высокие оценки в адрес спорящих заканчиваются. Очевидно, что обоснованность транссибирского модального коридора как фактора развития России ещё нуждается в дополнительных подкрепляющих аргументах. Конечно же, захват мирового транзита, выход на Тихоокеанские транспортные потоки и «перетягивание на себя» товарно-технологического трафика Азиатско-Тихоокеанского региона являются красивыми, но недостаточными ориентирами для развития России. Но это не повод снижать значимость транспортной геополитики в целом. Примером этому может служить Кавказский и Калининградский регионы. Если для Сибири, быть может, более актуальным является создание благоприятной предпринимательской среды и привлечение активного населения на просторы Дальневосточного Федерального округа, то на российской незамерзающей Балтике применимы как раз критикуемые авторами подходы. В Калининградской области нет проблем с инфраструктурой бизнеса и плотностью населения, однако стратегическое значение Янтарного края определяется именно международным транзитом. Про Кавказ, и его ключевую роль в разработке (или восстановлении) Великого шёлкового пути 2.0 вообще никто не вспоминает, а зря. Тот же Китай не только наращивает мощности на границе с Сибирью, но уходит вглубь, в Синьзян-Уйгурский район, Индия уже активно прорабатывает транспортный коридор Иран – Балканы, и все эти поисковые попытки упираются в Кавказ и Ближний Восток. Сиюминутная прагматика отношений «Москва – регионы», выглядящая чудовищно на взгляд сибиряка-«кормильца» не является верной отправной точкой для обсуждения стратегии развития страны в рамках мировой динамики. Концентрация на споре «москвичей» и «сибиряков» может обернуться казусом, знакомым нам по истории европейских стран. Амбициозная Португалия владела Бразилией, но не стоит забывать, что помимо южноамериканских колоний Лиссабон упустил колонизированные Индию, Индонезию, часть Африки. Рассматривать взлёт и падение Португалии только в «бразильской перспективе» ненаучно, равно как и обсуждать Россию без учёта всех приоритетов геополитического и регионального развития».

автор:
denparamonov

Новости партнеров: