Подписаться на обновления:

Судьба сирийской кампании: военные аналитики разработали резервный план

Обеспечение армии РФ в условиях перекрытия Босфора

План снабжения российского военного контингента на Ближнем Востоке в случае перекрытия Турцией пролива Босфор и Дарданеллы разработан Министерством обороны. Пока турецкая сторона и их американские коллеги уверяют, что пролив будет доступен для российского контингента, но операция в Сирии слишком важна, чтобы рассчитывать на одно только слово США. Поэтому план «Б» для армии России уже готов.

Тонкости Конвенции Монтрё

Информационным агентством «Внешнеэкономические связи» было замечено, что у Анкары пока нет никаких законных оснований для закрытия пролива для России. Судоходная деятельность в этой зоне регулируется швейцарской Конвенцией Монтрё от 1936 года. Документ гласит: торговые суда всех стран могут свободно проходить пролив и в мирное, и в военное время, без каких-либо дополнительных регламентов и уведомлений. 

Что касается военных кораблей, то тут есть нюансы для черноморских и нечерноморских стран. Например, только черноморские державы могут проводить свои военные суда любого класса через пролив беспрепятственно, только с уведомлением турецкой стороны. Если же в Анкаре решат, что непосредственно Турции грозит война, то правительству страны предоставлено право запрещать или разрешать проход через пролив любых военных кораблей.

Аналитики считают, что принципы Конвенции по данному пункту изложены весьма туманно. В документе не указано, какие именно основания должна иметь Анкара для того чтобы сделать вывод об опасности начала военных действий в отношении Турции какой-либо страной.

Если идет война, в которой Турция не участвует, Босфор и Дарданеллы по соглашению должен быть закрыт для военных судов всех воюющих держав. Российские эксперты имеют опасения, что это положение позволит властям Турции в любой момент перекрыть Босфор для России. В условиях возрастающей напряженности и введенных односторонних со стороны России санкций, от турецкой стороны можно ожидать любой реакции.

EER.ru цитирует Дмитрия Пескова так: «с трудом определяется степень предсказуемости решений турецкого руководства». Пресс-секретарь отметил так же что «мы рассчитываем на соблюдение норм свободы судоходства соответствующих международному праву – то есть по Конвенции Монтрё». 

Становится ясно, что с Босфором не все так однозначно, и, как говорится, все может случиться. Москва прозрачно высказывалась с самого начала конфликта, заверяя, что войны с Турцией не будет. Но каким образом будет снабжаться наша армия в Сирии, если Анкара примет решение закрыть Босфор? 

Россия - Турция: сценарий полноценной войны проработали эксперты >>>

По старому маршруту

«Босфор и Дарданеллы никогда не будет перекрыт турками. Что насчет возможных попыток вредительства в проливе, то мы к неприятностям готовы. В самом худшем случае наш военный контингент в Сирии может снабжаться через Иран. Еще в годы великой отечественной войны США присылали военно-техническую помощь СССР по этому маршруту в рамках ленд-лиза. Вся логистика давно отработана»,- сообщил Игорь Касатонов, бывший командующий Черноморским ВМФ.

В случае необходимости поставки в Сирию через Иран и Персидский залив буду задействованы в полном объеме. Конечно же возрастут логистические издержки и стоимость доставки. Сейчас на «сирийском транзите» задействовано минимум три военно-десантных судна Черноморского флота: это «Азов», «Цезарь Куников» и «Николай Фильченков». В общей сложности три этих судна могут перевозить 2500 тонн грузов и техники и около 900 человек десанта за раз, или до 80 БТР, если считать по габаритовместимости.
На «сирийском транзите» еще курсирует крупный сухогрузный транспорт «Яуза», который в свое время переделали из не реализовавшего себя носителя баллистических ракет «Скорпион», и несколько сухогрузов поменьше, выкупленных у турков.
В случае, если русско-турецкий конфликт будет развиваться, то естественно весь этот транспортно-военный флот получит новый порт для прописки, в иранском районе Персидского залива.

Воздушное сообщение

В случае возникновения необходимости к организации снабжения Военно-космических сил в Сирии привлекут тяжелые военно-транспортные самолета класса АН-124 «Руслан». В составе наших ВКС их имеется 26 штук и каждый может поднять около 120 тонн различного груза. Конечно, транспортировать авиацией дорого, но зато мобильно и оперативно. Именно благодаря «Русланам» всего за два дня в Сирии в провинции Латакия были оперативно развернуты зенитные комплексы С-400 «Триумф».

Впрочем, пока турецкая сторона поводов для беспокойства не дает. Министерство обороны сообщает, что все корабли и суда Военно-морского флота беспрепятственно курсируют по Босфору, а то что сухогруз «Яуза» встретился с турецкой подлодкой так это «самое обычное явление вследствие интенсивного судоходства в хоне Босфора и Дарданеллы». В конце концов, на самый крайний вариант, остается еще один морской путь – вход в Средиземное море через Гибралтар. Путь конечно не близкий, но главное он есть. 

Как быть с нефтью?

Еще один важнейший аспект в вопросах перекрытия Босфора и Дарданеллы – проход через пролив судов, перевозящих нефть. Как уже было описано выше, Турция не имеет права вводить ограничения для передвижения любых транспортно-торговых судов. Тем не менее «соломка» уже подстелена – Игорь Демин, официальный представитель «Транснефти», сказал, что Российская Федерация обладает всеми необходимыми трубопроводными мощностями для продолжения выполнения своих обязательств по обеспечению нефтью.

Источник: 

ИА Внешнеэкономические связи

Фото: Министерство обороны РФ, ТК Звезда

автор:
Оксана ПЫХОВА

Новости партнеров: