Подписаться на обновления:

Россия и Япония - проблемы и перспективы сотрудничества

Россия_Япония

О состоянии экономического сотрудничества между Россией и Японией>> в условиях западных санкций (к которым Япония присоединилась) и девальвации рубля рассказал РИА Новости торгпред РФ в Японии Сергей Егоров.

О проблемах российско-японского сотрудничества

Действительно, санкции Запада, девальвация рубля и замедление экономики негативно отразились на уровне объемов импорта в Россию товаров из Японии. Прежде всего этот негатив отразился на поставках новых автомобилей и промышленного оборудования из Японии. Экспорт новых автомобилей в Россию сократился на 30%. Японские компании понесли миллиардные убытки, а General Motors в прошлом году решила и вовсе уйти с российского рынка.

Однако снижение уровня импорта японских автомобилей в Россию не отразилось на качестве и масштабах российско-японского сотрудничества в области автопрома, - отметил Егоров. Несмотря на повышение цен на автомобили японских марок их продажи в России по итогам 2014 года выросли на 7%, а в декабре - даже на 35%. И это на фоне более значительного повышения цен, чем на немецкие, французские и корейские автомобили.

Да, импорт на территорию РФ японских автомобилей снизился, но подавляющее большинство японских компаний вполне удовлетворены результатами своей деятельности на территории России в 2014 году. Объемы продаж увеличились: у Suzuki – в 2,6 раза, у Mazda — на 17%, у Nissan — на 11%, у Toyota — на 5%. Падение объемов продаж зафиксировано лишь у Honda (-20%), но у нее нет производственных мощностей в России.

Поэтому в настоящее время такие компании как Subaru и Suzuki весьма позитивно оценивают перспективы своей деятельности на территории России, а Toyota и Nissan>> уже заявили о планах по наращиванию объемов производства. Причем уход Toyota из Владивостока связан лишь с формальной стороной соглашения о сборке автомобилей на владивостокском предприятии.

Максимальную эффективность бизнеса получат те японские компании, которые найдут оптимальный баланс между производством автомобилей в России и экспортом новых авто из Японии, - отметил торгпред.
Японские производители внимательно наблюдают за тенденциями в российской экономике, и основной вопрос, волнующий, в частности, Toyota и Nissan – это динамика спроса на автомобили и перспективы развития автомобильного бизнеса в России. Безусловно, ситуация с General Motors будет приниматься во внимание, но ключевой роли в развитии японского автопрома в России не сыграет, - считает Егоров.
По мнению постпреда, с восстановлением стабильности на российском рынке следует ожидать увеличения объемов продаж Nissan, Toyota и Mitsubishi.

Санкции в отношении России нанесли ощутимый ущерб и японской экономике. Сокращение импорта в Россию автомобилей и промоборудования, ужесточение режима выдачи лицензий на поставку в высокотехнологичного оборудования, а также сложности с импортом комплектного оборудования (заводов и технологических комплексов) в Россию из-за проблем с кредитованием в Японии крупных проектов, предназначенных для экспорта в Россию, в общей сложности принесли до 10 млрд ущерба японской экономике. Кроме этого, из-за проблем с закупкой оборудования в Японии российские компании переориентировались на других поставщиков подобной продукции, что также принесло убытки японским производителям, - сообщил постпред.

Направления и перспективы российско-японского сотрудничества

Тем не менее, японский бизнес считает российское направление своего развития стратегическим. В условиях санкций японские компании внимательно изучают российский рынок на предмет выявления новых, свободных ниш для сотрудничества и создания базы новых продаж – это, к примеру, медицина и сельское хозяйство.

В области фармацевтики и производства медицинского оборудования в настоящее время в России создается тесная кооперация с японскими исследовательскими институтами, центрами НИОКР и компаниями, производящими уникальную высокотехнологичную продукцию - с целью создания в России высокотехнологичных производств, не имеющих аналогов на российском рынке.

Что касается сельского хозяйства - японские компании, занимающиеся поставкой сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на российских рынок, сегодня рассматривают возможность создания совместных предприятий на территории России.

Совместные предприятия по выращиванию и переработке сельхозпродукции с применением новейших японских технологий в земледелии и животноводстве, а также открывающиеся перспективы поставок российских зерновых культур в Японию являются приоритетными направлениями взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами в области сельского хозяйства .

Существующее взаимное эмбарго на поставку мяса и птицы – также один из вопросов, требующих взаимных усилий с обеих сторон. В настоящее время ведется активный диалог между профильными ведомствами двух стран. Российский постпред констатировал наличие интереса у японского бизнеса к развитию двустороннего сотрудничества, а для российских сельскохозяйственных компаний – новые возможности для экспорта российской продукции не только в Японию, но через неё - и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Важнейшим направлением сотрудничества России и Японии является сотрудничество в области энергетики. Экспорт в Японию топливно-энергетических ресурсов (СПГ и сырой нефти) составляет львиную долю дальневосточного экспорта. Японская сторона участвует в нефтегазовых проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в пилотном проекте развития ветрогенерации в Камчатском крае.

20 мая 2015 г. делегация Минстроя России приняла участие в Международном форуме коммерческой недвижимости и инвестиционных проектов “MIPIM Japan 2015”. Форум в Японии проводился впервые. Большой интерес участников форума вызвало выступление заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ – главного государственного жилищного инспектора А.В. Чибиса - о структурных реформах и частно-государственном партнерстве в сфере российского ЖКХ .

На полях форума было подписано соглашение между ГК «Мортон» и японской компанией «Никкэн Сэккэй» о начале проектировочных работ в рамках строительства микрорайона «Японский квартал» в г. Москве. Также российская делегация на встрече с заместителем министра государственных земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии М.Сасаки обсудила перспективу создания Российско-японской платформы по градостроительству как площадки для диалога бизнеса двух стран по вопросам формирования флагманских проектов в сфере развития городской среды.

автор:
Людмила ДУШИНА

Новости партнеров: