Подписаться на обновления:

Евразийский экономический союз - история, развитие, перспективы

Евразийский экономический союз

Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29 мая 2014 года, созданный на базе договора о Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана, с 1 января 2015 года вступил в силу. К ЕАЭС в этом году уже присоединилась Армения , на очереди – Киргизия. ЕАЭС был задуман как конфедерация суверенных государств с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством.

История создания ЕАЭС началась 26 февраля 1999 года, когда Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией был подписан Договор о Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕИП). Договором предусматривалась отмена таможенного контроля внутри границ ТС, проведение общей экономической политики, общий рынок товаров, услуг, финансовых и трудовых ресурсов, общая согласованная социальная политика и унификация законодательства стран ТС.

На этой «почве» 10 октября 2000 года родился договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), вступивший в силу 30 мая 2001 года. В ЕврАзЭС, кроме России, Казахстана, Белоруссии и Киргизии, вошел еще и Таджикистан, а в 2006 году – Узбекистан, правда, через 2 года его членство в ЕврАзЭС было приостановлено.

В 2002 году к ЕврАзЭС в качестве наблюдателей присоединились Украина и Молдавия, а 2003 году – Армения. Тогда же ЕврАзЭС получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. В августе 2006 года Россия, Белоруссия и Казахстан на встрече стран-членов ЕврАзЭС в Сочи договорились о создании ТС трёх государств внутри ЕврАзЭС.

В ноябре 2009 года было решено начать функционирование с 1 июля 2010 года единой таможенной территории, для чего был подписан Договор о Таможенном кодексе (вступил в силу с 6 июля 2010 года), утвержден Единый таможенный тариф (с 1 января 2010 года), а также введены Единая товарная номенклатура ТС и другие международные документы, позволяющие осуществлять единое таможенно-тарифное регулирование.

ТС заработал с 1 июля 2011 года, когда на внутренних границах трех государств был отменено таможенное оформление и контроль, осуществляемые только на внешней границе ТС.
Еще раньше, в декабре 2009 года, на неформальной встрече в Алма-Ате главы государств-членов ТС договорились о создании и утверждении плана по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трёх государств. Пакет договоренностей, состоящий из 17 базовых соглашений о создании ЕЭП, вступил в действие с 1 января 2012 года, а со 2 февраля этого же года заработал наднациональный постоянно действующий орган-регулятор ТС и ЕЭП – Единая экономическая комиссия (ЕЭК).

В ходе встречи в Москве глав государств-членов ТС 18 ноября 2011 года была подписана Декларация о Евразийской экономической интеграции, основой которой должен был стать Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

План подготовки проекта Договора о ЕАЭС был одобрен 29 мая 2012 года главами государств-членов ТС на встрече в Астане. Ровно через 2 года Договор был подписан, с 1 января 2015 года вступил в силу.

Высшим органом политического руководства ЕАЭС стал Совет глав республик и глав правительств ЕАЭС, высшим консультативно-совещательным органом – Парламент ЕАЭС.
Координация внешней политики возложена Договором на Совет министров иностранных дел ЕАЭС, а исполнительно-контролирующие функции - на Межгосударственный исполнительный комитет ЕАЭС.
Единый финансовый орган-регулятор ЕАЭС, согласно Договору, заработает в 2025 году в Алма-Ате.

По мнению главного редактора журнала The Economist Эдварда Лукаса, создание ЕАЭС призвано возродить бывшую советскую империю, к которой стремится президент России Владимир Путин. Но сотрудничество Евросоюза и ЕАЭС в перспективе, по мнению Лукаса, вряд ли возможно в силу слишком разных политических стратегий.

В отличие от Лукаса, другой американский эксперт – политолог и президент Проекта по переходным демократиям Брюс Джексон не согласен, что Россия взяла курс на восстановление советской империи. По его мнению, Россия в глобальном смысле способна стать ведущим государством со стабильными экономическими и политическими партнерами на постсоветском пространстве, в случае если приведет свои нормы и стандарты в соответствие с мировыми требованиями ВТО и ЕС.

По мнению директора центра исследований России в американском институте предпринимательства - Леона Арона, созданием ЕАЭС Россия пытается восстановить свое доминирование (культурное, политическое и экономическое) на постсоветском пространстве и обеспечить вокруг своей территории приоритетную «сферу интересов», что неизбежно противопоставит Россию Евросоюзу.

Однако глава комитета по международным отношениям Госдумы РФ Алексей Пушков считает, что такие заявления иностранных аналитиков являются частью геополитической схватки.
Россия не преследует целью воссоздание СССР, потому что это тупиковый путь, и об этом неоднократно говорил президент России Владимир Путин.

Настоящая цель создания ЕАЭС – это новая форма взаимодействия суверенных государств - без подчинения какому-то одному государству, это - формирование единой сферы экономического обмена с беспошлинной торговлей, свободными инвестициями и передвижением трудовых ресурсов.

Между тем, спикер Госдумы Сергей Нарышкин уверен, что сейчас самое время, чтобы начать консультации по вопросу интеграции Евросоюза с ЕАЭС, о чем недавно заявил и президент Чехии Милош Земан.
Поскольку «такие вопросы решаются десятилетиями», и в мире практически «не осталось пространства для созидания», вопрос интеграции ЕС и ЕАЭС нужно обсуждать уже сейчас, считает Нарышкин.

автор:
Людмила ДУШИНА

Новости партнеров: