Подписаться на обновления:

Международные договоры в правовой системе Российской Федерации

Международный контракт

Внешнеэкономическая деятельность РФ осуществляется в рамках действующего законодательства, регулирующего правоотношения в этой области, в том числе, Федерального закона № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
Международные договоры – основа межгосударственных отношений, содействующая развитию международного сотрудничества. Наряду с принципами и нормами международного права они являются неотъемлемой составной частью правовой системы РФ, что отражено в п.4 ст.15 Конституции РФ. Более того, Конституцией РФ установлено верховенство международного права над национальным: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В соответствии с Федеральным законом, под международным договором понимается международное соглашение, заключенное в письменном виде с иностранным государством (международной организацией) и регулируемое международным правом. Международный договор может быть межгосударственным, межправительственным или межведомственным и применяется на территории РФ после его ратификации и официального опубликования.

Международные договоры в сфере внешнеэкономических связей закрепляют: режим взаимоотношений между двумя государствами (национальный, преференциальный, наибольшего благоприятствования), платежные и транспортные условия при товарообмене, статус торгового представительства в стране-партнёре, а также срок действия и условия денонсации (расторжения) международного договора.

Безусловно, международные договоры способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций. Однако приоритет международного права над национальным, тем паче, закрепленный конституционально, иногда приводит к неприятным последствиям для субъектов последнего.

Впервые положение о приоритете международного права над национальным было включено в конституции стран-агрессоров - Италии, Японии и ФРГ - после окончания Второй мировой войны.
Во времена Ельцина Россия уподобилась этим странам, и в 1993 году в проект конституции РФ, прошедший «экспертизу за рубежом», также была включена формулировка приоритета международного права над российским. Заметим, что в конституции ведущих мировых держав США, Великобритании и Франции такой формулировки нет и в помине.


По мнению главы Конституционного суда Валерия Зорькина, высказанного еще в 2011 году на международной конференции в Санкт-Петербурге, посвященной 65-летию Нюрнбергского процесса, отказ национальных государств от приоритета национального права над международным может быть обусловлен только принципом силы. Иными словами, такое государство должно быть разгромлено или поставлено в положение, при котором речи не может быть о каком-либо национальном суверенитете. «Чрезмерное использование институтов международного правосудия может привести к тому, что такое правосудие становится не международным судейским арбитром, а механизмом в руках какой-либо из сверхдержав или группы сильных государств или группы сильных государств» - отметил Зорькин.

В настоящее время, когда Россия уже целый год находится под влиянием санкций ЕС и США, наносящих значительный вред экономике и гражданам России, вопрос смены приоритетов становится как никогда актуальным, в том числе, и на законодательном уровне.

Так, в апреле 2015 года депутатом Госдумы РФ от фракции КПРФ Вячеславом Тетёкиным был внесен на рассмотрение парламента законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации».

В пояснительной записке к законопроекту говорится о запрете США и ЕС доступа российских банков и компаний к долгосрочным и среднесрочным займам и кредитам на мировом финансовом рынке, а также о специальных условиях (ковенантах), содержащихся в ранее заключенных договорах. Использование «ковенантов» позволит (и уже позволяет) иностранным кредиторам в условиях резкого ухудшения финансового положения заёмщика (российских банков и организаций) требовать с него погашения всей суммы долга.
В условиях оттока капитала и расходования резервов РФ на выплаты по долгам риск неуплаты долга - велик, и тогда кредиторы могут получить наши банки в собственность, что крайне негативно отразится на курсе национальной валюты.

Также в пояснительной записке говорится об эмбарго на поставки в Россию продукции двойного назначения и сложных технологий для нефтегазового сектора России. Все эти санкционные меры, по мнению автора законопроекта, грубо нарушают международное право и требуют ответных мер со стороны РФ – в виде реторсий и репрессалий.
Законопроектом предлагается решением Президента РФ приостанавливать действия международных договоров с государствами (организациями), участвующими в антироссийских санкциях, что требует внесения изменений в Федеральный закон «О международных договорах».
Законопроект рассмотрен Комитетом ГД по международным делам и направлен в Совет ГД РФ для принятия к рассмотрению и представлению замечаний и предложений до 25 мая 2015 года.

Ранее, в марте 2015 года, в Госдуму был внесен еще один законопроект - «О внесении изменений в статьи 8 и 35 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" - о наделении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации правом представлять рекомендации о заключении, приостановлении действия и прекращении международных договоров Российской Федерации, касающихся деятельности ЦИК РФ.
Законопроект был внесен депутатом ГД РФ от фракции ЛДПР Яном Зелинским и в апреле рекомендован профильным комитетом к рассмотрению на заседании Госдумы.

В современных условиях, когда национальные интересы страны должны быть, как никогда, надежно защищены, вопрос приоритета международного права над национальным становится весьма актуальным.

автор:
Людмила ДУШИНА

Новости партнеров: