Подписаться на обновления:

Правовые аспекты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ

Внешнеторговая деятельность

Роль России в мировой торговле относительно невелика, однако состояние и развитие внешнеэкономических связей для России является весьма существенным фактором развития экономики страны.
Внешняя торговля была и остается основным источником поступления инвестиционных товаров. Трудно переоценить роль внешнеторговой сферы в обеспечении граждан России продовольствием и различными потребительскими товарами.

В условиях экономических санкций объем внешней торговли с традиционными странами-партнерами объективно сократился. По данным Минэкономразвития в 2014 году внешнеторговый оборот России сократился до $794 млрд долларов (-5,7%). Падение объемов экспорта составило 3,8% - до $507 млрд, импорт сократился на 8,9% - до $287 млрд.
В первые два месяца 2015 года внешнеторговый оборот России, по данным таможенной службы РФ, составил $83,9 млрд, что по сравнению с соответствующим периодом 2014 года на 28,9% меньше. Однако Россия успешно осваивает новые мировые рынки для осуществления и развития своей внешнеэкономической деятельности.

По словам первого замминистра МЭР Алексея Лихачёва, 2015 год будет еще более сложным с точки зрения условий и конъюнктуры внешнеэкономической деятельности - объемы экспорта и импорта продолжат снижаться. При этом сальдо торгового баланса будет оставаться положительным. По мнению Лихачёва, если цена на нефть будет колебаться в районе $60 за баррель и выше, то возможен даже некоторый рост торгового сальдо, но если стоимость барреля нефти упадет до $50 и ниже, то из-за существенного снижения экспорта сальдо торгового баланса, скорее всего, тоже снизится — даже при увеличении падения объемов импорта.

В этой статье мы рассмотрим некоторые правовые аспекты и основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, реализованные в Федеральном законе №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Закон).

Закон разработан с целью создания благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также для защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Ст.4 Закона определяет основные принципы госрегулирования внешнеторговой деятельности (ВТД), в частности:
– государственная защита прав и законных интересов всех участников ВТД, в т.ч. российских производителей и потребителей товаров и услуг;
- равенство, недискриминация, взаимность (в отношении других государств) при осуществлении ВТД, обеспечение выполнения прав и обязательств РФ, возникающих в результате заключения международных договоров с другими государствами;
- обоснованность, объективность и гласность применения мер госрегулирования ВТД;
- невмешательство и ненанесение ущерба участникам ВТД и экономике РФ в целом, обеспечение безопасности государства и его граждан, единство применения методов госрегулирования ВДТ, а также обеспечение права на обжалование незаконных действий госорганов (должностных лиц) при осуществлении участниками ВТД своей деятельности и т.д.

Ст.6 Закона определяет полномочия федеральных органов государственной власти в области ВТД, к которым, в частности, относится:
- создание концепции, стратегии и основных принципов ВТД РФ и защита экономических интересов и суверенитета РФ;
- госрегулирование ВТД, в т.ч таможенное – тарифное и нетарифное, установление требований и критериев безопасности продукции и правил контроля;
- определение порядка ввоза-вывоза ядерных, отравляющих, взрывчатых и пр. ядовитых веществ, биологически активных материалов и пр. товаров, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду; ввоза-вывоза драгоценных металлов и камней, а также вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, содержащая гостайну;
- учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств РФ на территории иностранных государств и.т.д.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области ВТД изложены в ст.8, 8.1 Закона.
Глава 4 Закона посвящена основам госрегулирования ВТД, к которым относятся (ст.12 Закона):
- таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
- запреты и ограничения, касающиеся внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
- меры экономического и административного характера, направленные на развитие ВТД.

Методы и принципы государственного регулирования ВТД в области внешней торговли товарами изложены в главе 5 настоящего Закона.

Таможенно-тарифное (таможенные пошлины) и нетарифное регулирование устанавливается в целях защиты внутреннего рынка и стимулирования позитивных структурных изменений в экономике на основе правовой базы Таможенного союза и (или) законодательства РФ.

Понятие нетарифного регулирования включает в себя как количественные, так и временные ограничения (запреты) на экспорт или импорт товаров в соответствии с международными договорами на срок не более 6 месяцев.

Временные ограничения могут быть введены:
- на экспорт товаров в условиях риска критического недостатка существенно важных для внутреннего рынка страны продовольственных товаров;
- на импорт сельскохозяйственных товаров или биоресурсов при необходимости сокращения производства (продажи) аналогичной продукции российского происхождения или снятия с рынка его излишка различными методами, или ограничения относительно незначительного российского производства продуктов животного происхождения в случае его зависимости от продукции импортного производства.

Количественные ограничения экспорта (импорта) товаров применяются вне зависимости от страны происхождения товара (принцип недискриминации). В частности, при квотировании экспорта (импорта) товаров государство обязано обеспечить равноправие всех участников ВТД, независимо от формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

Лицензирование при осуществлении внешней торговли товарами государством вводится:
- при введении количественных ограничений на экспорт (импорт) отдельных видов товаров;
- реализации разрешительного порядка ввоза (вывоза) отдельных видов товаров с целью обеспечения государственной, экологической или другой безопасности;
- предоставления Комиссией Таможенного союза или международными договорами РФ исключительного права на экспорт (импорт) отдельных видов продукции.

Международными договорами РФ и решениями Комиссии Таможенного союза могут вводиться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении импорта товаров в РФ с целью обеспечения защиты экономических интересов российских производителей.

В качестве таких мер применяется, в частности, предотгрузочная инспекция на срок не более 3-х лет для отдельных видов товаров, ввозимых на территорию РФ в соответствии с перечнем, утверждаемым правительством РФ. Срок предотгрузочной инспекции не может превышать 3 рабочих дня, а расходы на её осуществление возлагаются на импортера.

Ст.29 Закона провозглашает национальный режим в отношении товаров импортного производства при установлении:
- ставки налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин);
- технических, фармакологических, санитарных, экологических и прочих требований к товарам.

Для импортных товаров законом устанавливается режим благоприятствования наравне с аналогичными товарами отечественного производства – при одновременном применении дифференцированных платежей, связанных с логистическими факторами. Положения ст. 29 не применяется в случае закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Ст.30 Закона ограничивает общую стоимость всех платежей, взимаемых в связи с импортом (экспортом) товаров, и не являющихся таможенными пошлинами (иными налогами), приблизительной стоимостью всех оказанных услуг при осуществлении ВТД, в том числе услуг по лицензированию, осуществлению валютного контроля, экспертизе и инспекции, карантину и.т.д

Отдельная статья (ст.32) Закона посвящена мерам, которые могут быть введены, исходя из национальных интересов при осуществлении внешней торговли товарами. Это касается, в частности, экспорта (импорта) золота и серебра, культурных (исторических) ценностей, а также товаров, необходимых для соблюдения национальных интересов в различных социально-экономических и правовых сферах деятельности государства.

Положения главы 6 Закона регулируют внешнюю торговлю услугами с соблюдением всех принципов и режимов, установленных для внешней торговли товарами и с применением мер, затрагивающих национальные интересы, а также сферу морали и правопорядка, целостности и стабильности финансовой системы, обороны, безопасности, защиты частной жизни и персональных данных и др.

Меры государственного регулирования могут быть введены в области внешней торговли интеллектуальной собственностью (глава 7), исходя из необходимости соблюдения вышеуказанных (глава 6) принципов и режимов.

Указами президента РФ и постановлениями правительства могут быть введены запреты и ограничения на внешнюю торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случае участия Российской Федерации в международных санкциях, а также в целях поддержания равновесного платежного баланса РФ, в целях валютного регулирования и принятия ответных мер к иностранному государству, допустившему различные нарушения, в частности, условия международного договора (ст. 37-40).

Глава 9 Закона регулирует отношения, возникающие при осуществлении приграничной торговли с сопредельным государством (группой сопредельных государств) на основе международных договоров, которым предоставляется режим благоприятствования, в случае если приграничная торговля ведется исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах (услугах), произведенных на приграничной территории.

Глава 10 Закона содержит ограничительные меры, порядок контроля и особенности осуществления бартерных сделок (ст.43 – 45) при ВТД. Особенность бартерных сделок состоит в обмене равноценными по стоимости товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, а в случае неравноценного обмена – в обязанности соответствующей стороны покрыть стоимостное неравенство.

Главой 11 Закона определены меры, применяемые правительством РФ для содействия развитию ВТД, в частности: кредитование участников ВТД, предоставления им гарантий и страхования экспортных кредитов, организацию торговых выставок, ярмарок, форумов и кампаний по продвижению российских товаров (услуг, интеллектуальной собственности) на зарубежные рынки.

Сведения о субъектах и объектах внешнеторговой деятельности составляют систему внешнеторговой информации, управление которой осуществляется федеральным уполномоченным органом исполнительной власти. Информация предоставляется заинтересованному российскому или иностранному лицу на платной основе.

В целях обеспечения внешнеэкономических интересов РФ за рубежом в соответствии с международными договорами создаются дипломатические представительства и консульские учреждения, а также торговые представительства РФ.

автор:
Людмила ДУШИНА

Новости партнеров: