Подписаться на обновления:

Регионы - перед неизбежностью сокращения социальных расходов

Секвестр

Рост бюджетных расходов на социальную политику в период с 2009 по 2014 год на фоне стагнации экономики привел к кризису региональных бюджетов, - сообщают «Ведомости», ссылаясь на исследование аналитиков Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Наталью Зубаревич и Елену Горину.

Обратная сторона роста расходов на социальные нужды

Рост финансирования социальных статей региональных бюджетов (с 49 до 62%) в 2009-2014 годах более чем в 1,5 раза опережал общий рост номинальных бюджетных расходов (43%). Это привело к тому, что в 47 субъектах федерации региональные долги превысили 50% доходов бюджетов, а бюджетный дефицит почти половины всех регионов перешагнул среднерегиональный барьер в 5%.

Рост финансирования социальных расходов в условиях сокращения доходов бюджетов привел к тому, что регионы были вынуждены утроить свои долги и сократить финансирование других расходных статей бюджетов. Все это практически исчерпало возможности оптимизации несоциальных расходных статей и поставило регионы перед неизбежностью сокращения социальных расходов.

Минимальную долю соцрасходов (ниже 50% расходов бюджета) сохранили лишь самые обеспеченные регионы (Москва, Сахалин, Тюменская область, ЯНАО), зато максимальной величины (до 70%) расходы на социалку достигли как в высокодотационных регионах (республики Кавказа), так и в более развитых субъектах федерации, которые были поставлены перед выбором - поддержать экономику региона или бюджетников. В частности, доля социальных расходов в бюджете Ульяновской области возросла с 49 до 70%, а Белгородская область сократила финансирование расходов на поддержку региональной экономики с 38 до 30% в пользу расходов на социальные нужды.

Регионы в условиях кризиса

Если рассматривать регионы страны с точки зрения уровня долговой нагрузки, бюджетного дефицита и обеспеченности, уровня дотационности и доле коммерческих кредитов в общей сумме региональной задолженности, то, по мнению Зубаревич, регионы России>> можно отнести к 5 группам:
- «богатые» - нефтедобывающие регионы и города федерального значения (всего 9 регионов);
- «более ответственные» - регионы с сравнительно низкой задолженностью (12 регионов);
- «середняки» - регионы с большим долгом и дефицитом (33 региона);
- «высокодотационные» - экономически слаборазвитые регионы с высоким уровнем федеральных трансфертов (9 регионов);
- экономически «дефолтные» регионы (20 регионов), где расходы на душу населения с учетом индекса бюджетных расходов в 1,5 раза ниже среднерегиональной величины в 61 тыс. рублей. К ним относятся Удмуртия и Амурская область (дефицит – 20%, долг – свыше 80% доходов), Костромская, Смоленская области и Мордовия (долг - более 100%), а также Чукотка (долг - 125%).

В 2014 году развивающийся кризис региональных бюджетов вынудил власти субъектов сокращать количество бюджетных учреждений и, соответственно, уровень занятости в них. A федеральный бюджет помочь регионам дополнительными трансфертами был уже не в состоянии. Напротив, доля трансфертов федерального бюджета>> в доходах регионов снизилась с 23% (2010-2011 г.г.) до 18% (2014 г.). При этом федеральная помощь имела не антикризисную, а геополитическую направленность, - считает Зубаревич, - больше всего трансфертов в расчете на душу населения получили регионы Дальнего Востока>>, Кавказа и Крыма>>.

Рост социальных расходов регионов на фоне сокращения (на 9% в 2013-2014 годы) федеральных расходов социальной направленности>> привели к перераспределению социальной нагрузки между федеральным и региональными уровнями бюджетной системы РФ. Социальная нагрузка региональных бюджетов выросла с 45% в 2012 году до 51% - в 2014.

В условиях экономического кризиса, наращивая долг и дефицит бюджетов>>, регионы стали сокращать прочие расходы, сначала на ЖКХ (на 6% - с 2008 по 2014 год), а потом – на экономику. В 2014 году на фоне кризиса экономики регионам пришлось сокращать и социальные расходы – на образование (9 регионов), социальную политику (8 регионов), и здравоохранение (2 региона – Мордовия и Чукотка). Характерно, что в авангарде сокращающих социальные расходы регионов идут не дотационные, а, наоборот, инвестиционно успешные регионы (Москва) - с целью избежать сокращения расходов на поддержку экономики, а также экономически слаборазвитые регионы (Дагестан, Калмыкия) – в связи с падением динамики роста федеральных трансфертов.

Прогнозы неутешительны

По мнению Зубаревич, предельная социальная нагрузка на региональные бюджеты неотвратимо вызовет обратный процесс. А в отсутствии институциональных условий, позволяющих снизить риск и издержки для населения, это, безусловно, негативно отразится на человеческом капитале регионов.

На фоне приостановки реализации майских указов президента и сокращения до 5,5% индексации зарплат бюджетников>>, расходы региональных бюджетов на капвложения выросли за 4 месяца текущего года на 6% и сравнялись с ростом расходов на зарплату. Для сравнения, за аналогичный период 2014 года расходы на капвложения снизились на 5,1%, а на зарплату – выросли на 9,1%, - сообщал глава минфина Антон Силуанов.

Оптимизация социальных расходов в регионах окажется болезненной для губернаторов, стоящих на пороге выборов. Причем критичной тема сокращения социальных расходов будет не только для «дефолтных», но и для богатых регионов, потому, что «терять всегда больнее, чем не иметь», - справедливо отмечает Зубаревич.

Планируемое сокращение на 9% федеральных трансфертов регионам приведет к еще более глубокой разбалансировке их бюджетов, росту долга и расходов на его обслуживание, - предупреждала Счетная палата РФ>>. А приостановка исполнения майских указов президента вкупе с рефинансированием региональных долгов просто отодвигают по времени долговой кризис, но не отменяют его, - считают эксперты S&P.

автор:
Людмила ДУШИНА

Новости партнеров: