Подписаться на обновления:

Частные коммунальные предприятия работают лучше государственных, - Всемирный банк

По данным Всемирного Банка миллионы людей в мире не имеют доступа к таким коммунальным услугам как канализация и водоснабжение, а также электроснабжение и телекоммуникации. Наиболее остро проблема стоит в сельской местности. По мнению экспертов ВБ, ликвидация данного разрыва станет существенным шагом к искоренению бедности и окажет содействие совместному процветанию.

В решении данной проблемы ключевое место занимает повышение эффективности работы предприятий, оказывающих населению коммунальные услуги. Новое исследование “Выяснение факторов, определяющих показатели работы коммунальных предприятий” призвано дать ответ на вопрос: почему часть предприятий коммунального хозяйства справляются со своими обязанностями, а часть нет.

В качестве ключевого фактора, который помогает определить показатели работы предприятий коммунального хозяйства, авторы исследования называют структуру собственности, корпоративное управление и нормативное регулирование. В доклад включены данные о показателях работы 250 электроснабжающих предприятий и 1700 компаний, оказывающих услуги водоснабжения и санитарии, обширные данные, предоставленные поставщиками телекоммуникационных услуг, участие частного сектора в инфраструктурных проектах, нормативно-правовая база и внутренние стимулы, направленные на улучшение работы предприятий коммунального хозяйства в странах Латинской Америки и Карибского бассейна.

Аугусто де ла Торре, занимающий во Всемирном банке пост главного экономиста Регионального управления по Латинской Америке и Карибскому бассейну, заверяет, что исследование является всеобъемлющей, основанной на фактических данных оценкой влияния частного сектора на процесс регулирования и структур управления предприятий, оказывающих населению услуги по электроснабжению, водоснабжению и телекоммуникационные. Всемирный банк проводит эконометрический анализ реальных проблем сектора для повышения эффективности помощи, которая оказывается клиентам, а так же в улучшении социального обеспечения.

Данные анализа позволяют говорить о том, что в среднем частные предприятия коммунального хозяйства работают лучше государственных. В то же время, эффективные поставщики в данной сфере существуют как в государственном, так и в частном секторе. То же самое относится и к неэффективным предприятиям. В то же время, в качестве примера приводятся электроснабжающие предприятия, где производительность труда значительно выше именно в частном секторе.

Однако, такой эффект от частных предприятий коммунального хозяйства объясняется тщательной продуманностью и добросовестной реализацией. Луи А. Андрес, один из соавторов исследования, обращает внимание на то, что само по себе участие частного сектора в коммунальной сфере не является гарантом решения проблем. Центральную роль в повышении эффективности работы играет правительство, которое выступает и как регулирующий орган, и как поставщик услуг. Роль независимых регуляторов также не может быть незначительной, при этом данные институты должны иметь независимость в политическом плане, обладать транспарентностью и соблюдать подотчетность.

Что касается государственных предприятий, оказывающих населению коммунальные услуги, то тут специалисты ВБ рекомендуют обеспечить надежный механизм подотчетности совместно с независимым советом директоров, кадровая политика должна быть направлена на подбор профессионального персонала, хорошо продумана политика раскрытия информации и механизм оценки эффективности работы.

В исследовании также даны рекомендации по улучшению работы предприятий коммунального хозяйства. В частности, специалисты Всемирного банка отмечают необходимость целостного подхода, который необходимо разрабатывать, учитывая конкретные обязательства. Стимулы и рыночная структура, наравне с мерами регулирования являются факторами, оказывающими влияние на эффективность сектора. Помимо этого, внимание следует уделять вопросам субсидирования и социальной подотчетности.

Авторами исследования разработан целый ряд рекомендаций для директивных органов, которые призваны рассмотреть вопрос о реформе сектора коммунальных услуг. В их числе:

- установка приоритетных целей повышения эффективности для определения наиболее подходящих решений.
принятие во внимание уроков прошлого. В частности, законы о концессиях и контракты необходимо направлять на обеспечение долгосрочной эффективности предприятий коммунального хозяйства, а также на сокращение и распределение рисков. Необходимо предотвратить конъюнктурные торги и пересмотры сделок.

- Сохранение сильной государственной роли в секторе предоставления инфраструктурных услуг, даже в том случае, если доля частного сектора в коммунальной области значительная. Задача правительства обеспечить расширенный доступ к использованию услуг и ресурсов малоимущими.

- Нуждающимся людям необходимо оказывать поддержку в случае, если реформы оказывают на них негативное воздействие. Для обеспечения защиты от коррупции и оказания поддержки населению необходимо активизировать связи с общественностью.

автор:
tsorokina

Новости партнеров: