Подписаться на обновления:

Пределы информации

Палата налоговых консультантов анализирует письмо Минфина, чтобы определить какие документы вправе запросить налоговые органы у контрагента проверяемого налогоплательщика.

В письме Минфина России от 09.10.12 № 03-02-07/1-246 рассматривается вопрос о пределах информации, которую налоговики имеют право получить от одного налогоплательщика при проверке другого.

Напомним, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента налогоплательщика документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Так вот, в рассматриваемой ситуации компания получила от инспекции требование предоставить, помимо договора оказания услуг, счета-фактуры, книги продаж и накладных, ещё и штатное расписание работников организации, а также приказы о направлении ее работников в командировки в адрес проверяемого налогоплательщика.

Между прочим, налоговики даже привели обоснование своих требований. Они сообщили, что документы, содержащие персональные данные работников организации, необходимы им в целях установления в штате компании работников, которые могут оказывать услуги по запрашиваемому договору оказания услуг.

Очевидно, это требование компании крайне не понравилось. Вообще-то, оно означает, что налоговики имеют подозрение, что компания физически не могла исполнить заключённый договор, и всё это не более чем прикрытие для какой-то налоговой схемы.

Но аргументы против, конечно же, компания выдвинула более серьёзные.

Документы, запрашиваемые налоговой инспекцией, являются внутренними документами организации, не содержат информации о налогоплательщике и не относятся к его деятельности. Также запрашиваемые документы содержат персональные данные физических лиц, которые могут быть переданы третьим лицам только с соблюдением законодательно установленного порядка, как установлено в ст. 88 ТК РФ.

Что же ответили финансисты?

Некоторые комментаторы поспешили заявить, что Минфин России одобрил требования налоговиков. На наш же взгляд, это не так.

Финансисты сказали, что ст. 93.1 НК РФ не содержит конкретный перечень истребуемых налоговыми органами документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика. Поэтому к таким документам относятся любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Но ведь этот ответ ничего не означает! Ни «да», ни «нет»!

Ведь вопрос компании в том и состоял, что по её мнению, запрошенные документы как раз и не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика. А финансисты уклонились от прямого ответа.

В общем и целом понятно, что ст. 93.1 НК РФ можно читать каким угодно образом — в зависимости от собственной точки зрения субъекта. Как поступают в таких случаях? Обращаются в суд. Только таким путём накапливается правоприменительная практика, и заинтересованные стороны наконец приходят к понимаю, что конкретно им можно, а что конкретно им нельзя.

Что касается требования о предоставлении штатного расписания, то оно было признано незаконным в постановлении ФАС Поволжского округа от 15.01.09 по делу № А12-10258/2008. Судьи решили, что налоговый орган, проводящий налоговую проверку вправе истребовать у контрагента или иного лица не любые документы, а только документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Штатное расписание является внутренним документом компании, который не содержит информации о проверяемом налогоплательщике и не имеет отношения к его деятельности.

Источник: http://www.nalog-forum.ru/php/content.php?id=3663

автор:
Анна Федоренко

Новости партнеров: