Подписаться на обновления:

Прогноз по рейтингам Республики Беларусь пересмотрен на «Стабильный» ввиду улучшения экономических показателей и ликвидности

ДУБАЙ (Standard & Poor’s), 18 апреля 2012 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s подтвердила долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь (Белоруссия) на уровне «В-/С». В то же время Агентство пересмотрело прогноз по долгосрочным суверенным кредитным рейтингам Белоруссии с «Негативного» на «Стабильный». Оценка риска перевода и конвертации валюты для белорусских несуверенных заемщиков подтверждена на уровне «В-». Рейтинг ожидаемого уровня возмещения долга после дефолта, ранее присвоенный приоритетным необеспеченным обязательствам Белоруссии, остался на уровне «4».

Пересмотр прогноза отражает мнение Standard & Poor’s о появлении признаков стабилизации белорусской экономики. Объем международных резервов увеличился, давление на валютный курс в краткосрочной перспективе снизилось, уровень инфляции, хотя и остается очень высоким, также снижается. Кроме того, сложности с привлечением краткосрочного внешнего финансирования уменьшились благодаря тому, что Россия предоставила финансирование и вложения в капитал в размере 12% объема ВВП Белоруссии в 2012 г.

Уровень рейтингов Белоруссии ограничен политическими рисками, высокими финансовыми потребностями правительства, зависимостью от внешнего финансирования, а также нежеланием правительства проводить структурные реформы, необходимые для повышения конкурентоспособности страны и улучшения перспектив роста. Вместе с тем позитивное влияние на рейтинги Белоруссии оказывают относительно высокий для данного уровня рейтинга, хотя и снижающийся, показатель ВВП на душу населения (4 093 долл., 2012 г., оценка), умеренный дефицит расширенного правительства, значительный объем основного капитала в промышленности и наличие высококвалифицированной рабочей силы. Эти факторы обеспечивают возможности для относительно быстрого повышения производительности в случае проведения правительством структурных реформ с целью повышения эффективности государственных предприятий и поддержки роста частного сектора.

После того, как белорусская экономика оказалась на грани финансового коллапса в прошлом году, она быстро отреагировала на предпринятые правительством меры по преодолению кризиса, в основном при поддержке России. Российская Федерация содействовала предоставлению Белоруссии кредита в размере примерно 7% ВВП от Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества при условии выполнения Белоруссией стабилизационной программы. Кроме того, Российская Федерация выдала Белоруссии кредит в размере примерно 2% ВВП через Сбербанк России. В свою очередь, Белоруссия продала оставшиеся 50% акций газотранспортной компании ОАО «Белтрансгаз» российскому ОАО «Газпром» за сумму, эквивалентную примерно 6% ВВП, и согласилась продать другие государственные активы, стоимость которых составляет почти 13% ВВП, в 2012-2013 гг. С начала реализации мер по стабилизации экономики совокупный объем финансирования, полученный от России, составил 12% ВВП в 2012 г. Кроме того, Россия и Белоруссия заключили новое соглашение о ценах на импортируемые нефть и газ, в соответствии с которым цена на газ в 2012 г. будет снижена на 44% по сравнению с уровнем 2011 г. Это обеспечит экономию в размере почти 4% ВВП за 2012 г. в ближайшие два года. К тому же, новая сниженная цена на нефть, как ожидается, обеспечит Белоруссии экономию в размере почти 1,5% ВВП в этом году.

В соответствии с требованиями программы Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества во 2-м полугодии 2011 г. правительство ужесточило фискальную и денежно-кредитную политику. В результате сокращения капитальных расходов на фоне повышения неналоговых доходов и таможенных платежей профицит бюджета расширенного правительства составил 3% ВВП в 2011 г., в то время как в 2010 г. дефицит бюджета составлял 4%. Кроме того, Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ) отменил практику выдачи кредитов коммерческим банкам и повысил процентные ставки: к концу 2011 г. ставка рефинансирования достигла 45%. Эти меры способствовали снижению инфляции с начала года. Вместе с тем инфляция остается высокой: в марте 2012 г. она составила 106,5% в годовом выражении. Мы полагаем, что в случае дальнейшего проведения правительством жесткой политики инфляция будет продолжать снижаться в 2012 г.

Благодаря новым заимствованиям и продаже «Белтрансгаза» объем валовых международных резервов Белоруссии увеличился более чем в два раза — до уровня, достаточного для покрытия платежей по счету текущих операций (СТО) в течение 1,8 месяца в конце 2011 г. (в мае 2011 г. — 0,8 месяца). Однако около половины этого объема составляют валютные свопы НБРБ с коммерческими банками; и мы исключаем эти свопы из нашего расчета доступных резервов. После поэтапной девальвации национальной валюты правительство провело либерализацию и унификацию валютного курса в октябре 2011 г., когда курс белорусского рубля снизился еще на 71%; таким образом, в 2011 г. общее снижение белорусского рубля по отношению к доллару США составило 178%. Девальвация способствовала некоторому сокращению дефицита по счету текущих операций, хотя по итогам 2011 г. он все же составил 12,6% ВВП (против 15,0% в 2010 г.). Мы полагаем, что в настоящее время доверие населения Белоруссии к национальной экономике повысилось, о чем свидетельствует приток депозитов в национальной и иностранной валюте в банковскую систему. В конце 2011 г. белорусский рубль испытал давление в сторону повышения, в результате чего НБРБ начал покупать иностранную валюту.

В соответствии с нашим базовым сценарием на 2012 г. мы ожидаем, что экономический рост снизится с 5% до 2%, а дефицит по СТО сократится до 9% ВВП — в основном благодаря позитивному влиянию новых цен на нефть и газ на показатели торгового баланса. Мы также ожидаем, что в 2012 г. дефицит расширенного правительства составит 1% ВВП в результате повышений заработных плат и пенсий. Что касается внешнего финансирования, мы ожидаем, что правительство получит еще два транша в рамках программы Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества в объеме 2,3% ВВП и может продать другие государственные активы в целях выполнения требований программы. Этих средств достаточно для удовлетворения потребностей правительства в финансировании в 2012 г. (при условии, что дальнейшего ослабления валюты не произойдет), но вместе с тем мы ожидаем, что в течение 2012 г. правительство будет осуществлять заимствования для увеличения объема резервов в преддверии 2013 г., когда наступает срок погашения значительной части долговых обязательств.

Несмотря на ослабление давления со стороны потребностей в краткосрочном финансировании, валютного курса и инфляции, мы полагаем, что экономическая стабилизация Белоруссии сопряжена с многочисленными рисками. Глубинные структурные проблемы еще не решены. Хотя экономическое и финансовое давление в краткосрочном плане снизилось, мы обеспокоены тем, что темпы проведения реформ могут вновь замедлиться. На наш взгляд, негативные особенности экономической политики уже начинают проявляться — в частности, к ним относятся планы повышения заработных плат в целях восстановления реальных доходов до докризисного уровня, а также давление со стороны президентской администрации, направленное на повышение целевого показателя роста в этом году. Ослабление макроэкономической политики может, по нашему мнению, привести к возврату к девальвационно-инфляционной спирали.

Прогноз «Стабильный» отражает наше мнение о том, что улучшение показателей внешней ликвидности и успешные меры по стабилизации экономики существенно уменьшили вероятность понижения рейтингов в ближайшие 12 месяцев. Вместе с тем рейтинги могут быть понижены, если возобновление экспансионистской политики вновь приведет к давлению на валютный курс и инфляцию. Рейтинги также могут быть понижены в случае значительного ухудшения показателей внешней ликвидности или доступа к внешнему финансированию.

Проведение государственной политики, результатом которой станет устойчивое повышение конкурентоспособности, диверсификация источников финансирования и увеличение доступных средств в иностранной валюте, может в конечном счете обусловить повышение рейтингов. Рейтинги могут также быть повышены в случае улучшения показателей внешнего баланса, о чем будет свидетельствовать сокращение потребностей во внешнем финансировании, снижение уровня внешнего долга и улучшение баланса по счету текущих операций.

автор:
Анна Федоренко

Новости партнеров: